Найти в Дзене

Ника Дубровская. «Не/справедливость»

В издательстве «Самокат» вышла необычная книжка о формировании гражданского правосознания, а также о том, как менялось представление о справедливости в зависимости от той или иной исторической эпохи и культуры.

Несмотря на то, что книга вышла в рамках серии «Антропология для подростков», многим взрослым тоже не помешало бы её прочитать.

Среди представленных в книге кейсов есть и Эдвард Сноуден, и Анджела Дэвис, а также «Монстрация», чартисты, Нельсон Мандела, Лев Толстой и даже Михаил Бекетов.

Автор ухитрилась органично собрать под одной обложкой истории про движение «Оккупай Уолл-стрит», восстание декабристов и про борьбу с расовой сегрегацией в США.

Читатель при взаимодействии с книгой становится как бы соавтором и сам может дописать свои мысли по поводу того, какие именно законы о защите частного пространства следует принять, как должны быть устроены отношения между властью и лидерами общественного мнения, что стоит запрещать, а что наоборот — разрешать, как бороться с произволом полиции, как реагировать на различные проявления несправедливости и т.д.

Но самое крутое в этом издании — творческие задания. Волосы дыбом встают от смелости постановки вопросов. Например, читателю предлагают представить, что он участвует в государственном перевороте или организовывает международную акцию на несколько сотен тысяч человек.

ам надо написать слоганы, придумать идеи для плакатов и визуальные концепции. Также предлагается самостоятельно написать законы для справедливого и мирного общества. Или, например, ответить на вопрос — как ты поступишь если твоего друга оговаривают при тебе?

В целом, эта книжка — удобное пространство для размышления о том, как именно стоит защищать мир и справедливость. Единственное, что меня насторожило, так это проскальзывающая местами феминистическая инцефалия.

Автор как бы невзначай предлагает читателю задуматься о том, как бы управляла страной твоя мама, бабушка (упаси Б-г) или лучшая подруга. Параллельно восхваляя мужчин-феминистов и употребляя феминитивы типа «кураторка», «писателька» и тому подобные лингвистические извращения. Так что невольно в кармане у «авторки» этой книги мерещится феминистическая фига.

Но раз уж нашлось место для фиги, могло бы также и найтись место для пары абзацев о специфике российского законодательства, которое весьма неоднозначно трактует понятие «справедливости». Особенно в отдельных статьях УК. Молодому человеку сегодня точно не будет лишним знать о том, чем может обернуться репост туповатых мемесов во «Вконтакте» или забавные плакаты для очередной «Монстрации».