Найти в Дзене
Historical Facts

Дело Николая Ежова: за что расстреляли генерального комиссара госбезопасности СССР

Оглавление

В 1936 году после назначения на должность народного комиссара внутренних дел Николай Иванович Ежов стал верным соратником Сталина. Он был готов отправлять в тюрьму и расстреливать любых государственных врагов. Чины и звания ничего не значили для Ежова. Он мог наказать любого государственного или политического деятеля в независимости от занимаемой им должности.

Именно при Ежове в Советском Союзе состоялись самые массовые репрессии и расстрелы. Нарком внутренних дел стал организатором репрессий 1937-1938 годов, которые в народе известны как “Большой террор”. Казалось, что этот человек настолько прочно укрепился во власти и имеет настолько хорошие отношения с вождем, что ничто не сможет его остановить.

Ежов и Сталин на прогулке
Ежов и Сталин на прогулке

В конце лета 1937 года НКВД выпустило специальный приказ, в котором четко обозначались группы неугодных лиц, подлежавших обязательным репрессиям. Уже в августе 1937 года начались первые расстрелы. Репрессии начали набирать просто ужасающий оборот. В день в СССР могли казнить больше тысячи человек.

В годы наибольшей интенсивности репрессий Ежов побывал в кабинете Сталина около 300 раз. Он лично общался с вождем больше 850 часов. Если посмотреть на количество осужденных по политическим мотивам людей, то цифры просто ужасающие. В период с 1937 по 1938 год было арестовано больше 1 500 000 человек. Из них впоследствии расстреляли 680 000 человек. Сам период репрессий будет назван “ежовщина”.

Николая Ежов понимал, что работает “дубинкой” и от своего имени уничтожает огромное количество людей. Чтобы хоть как-то затуманить совесть он частенько выпивал. Несмотря на мучения совести, Ежов совершенно спокойно принимал сталинские “подарки”. Так в январе 1937 года ему вручили Орден Ленина и назначили его на должность генерального комиссара государственной безопасности.

В честь Ежова переименовали город Сулимов в Ежово-Черкесск. В партийных и государственных элитах был сформирован целый культ Ежова. Фактически в эти годы он был третьим по популярности человеком в СССР после Сталина и Молотова.

-2

Первые недовольства вождя

Ежов слишком увлекся саморекламой и в 1938 году Сталину начало казаться, что он стал меньше времени уделять своей непосредственной работе. Генеральный комиссар хотел выпустить книгу о Сталине, также он предложил переименовать Москву в Сталинодар. Ежов всеми силами стремился доказать Сталину свою преданность и похоже перегнул палку.

В августе 1938 года у Ежова появился заместитель Лаврентий Берия. Опытный комиссар стразу понял, что скорее всего его готовят к снятию с должности. Кроме того Ежов понимал, что на него повесят ответственность за все те ужасные приказы Сталина, которые он исполнял.

Соратники Ежова тоже догадались, какая судьба ждет генерального комиссара. Генрих Люшков в июне 1938 года сбежал в Японию, он был комиссаром государственной безопасности третьего ранга. Сам Ежов был деморализован происходящим, судьба его была предрешена, и этот моральный груз оказывал большое давление.

В ноябре в политбюро от начальника НКВД Журавлева было направлено письмо с обвинениями против Ежова. Генеральный комиссар сам попросил об отставке 23 ноября, его сместили на должность наркома водного транспорта.

Расстрел

-3

19 апреля 1939 года Ежова официально арестовали. Его объявили врагом народа, предателем, который хотел использовать массовые репрессии для того чтобы разжечь ненависть народа к Сталину. Также ему предъявили попытку свержения государственной власти, антисоветскую деятельность и шпионаж в пользу других государств. Таковы были официальные обвинения.

А реальность была более простой. Ежов выполнил свою основную задачу, массовые репрессии были проведены, все неугодные были уничтожены. Теперь можно было повесить на него все расстрелы и обвинить в самоуправстве.

Плюс ко всему Сталин считал, что комиссар государственной безопасности не может долгое время занимать эту должность, так как теряется хватка и прозрачность взгляда.

Суд по делу Ежова прошел тайно, как и сам расстрел. После суда над Ежовым из лагерей отпустили около 150 000 человек, чтобы показать народу, что невиновных в СССР не сажают. Репрессии не закончились, но значительно сократились. Большой террор закончился вместе с жизнью преданного государственного служащего Николая Ежова.

Читайте также "Дело Валентина Пургина: как расстреляли "поддельного" Героя Советского Союза".

Понравилась статья? Жмите палец вверх и подписывайтесь на канал. Тогда в вашей ленте чаще будут появляться наши публикации.