Найти тему
Women's Health Россия

Только ленивый: почему полезно ничего не делать

Оглавление

Развенчиваем стойкий миф о том, что терпение и труд все перетрут. И рассказываем, как правильно и продуктивно лениться.

Лень – это хорошо?

Вы удивитесь, но человечество медленно движется к тому, чтобы вообще не работать. Еще в XVIII веке американский президент Бенджамин Франклин предсказал, что однажды технический прогресс приведет к четырехдневной рабочей неделе. Спустя два столетия этот вопрос уже стоял на повестке дня в сенате. Да, роботы еще не пришли в каждый дом, но списки профессий, в которых искусственный интеллект в ближайшей перспективе заменит человека, растет и ширится. Европейцы уже перешли от слов к делу – бельгийцы, французы, норвежцы работают меньше, и при этом, по данным Международной организации труда, показывают лучшие результаты, чем вечно занятые американцы и англичане. Британский журналист Карл Оноре, написавший бестселлер «Без суеты», делает по этому поводу однозначный вывод: кто работает меньше, работает лучше.

Читайте также: Тест. Ваш идеальный завтрак

Конечно, когда авторы подобных книг в громких заголовках советуют всецело отдаться лени, они немного лукавят. Речь не о тех, кто трудится в удовольствие, реализует свой талант или попросту не может не работать, потому что так устроен. Призыв чаще лениться звучит в адрес тех, кто живет в офисе, а в вечной гонке за свободным временем не успевает радоваться простым вещам. Чувства здесь вообще ключевое слово. Заметили, что все происходит как будто на автомате, а ощущения и вкусы притупились? Пора замедлиться и восстановить баланс труда и отдыха.

Японские ученые выяснили, что у трудоголиков, которые проводят на работе свыше 60 часов в неделю, удваивается риск сердечных заболеваний. Хронический стресс приводит к эмоциональному истощению и профессиональному выгоранию. Если вы уверены, что проблемы японцев-трудоголиков вас не касаются, подсчитайте, сколько часов вы посвящаете работе вне офиса. Сообщение от босса в мессенджере в девять вечера, письмо от коллеги по другую сторону океана – в полночь, звонок бизнес-партнера, на который нельзя не ответить, хотя вы уже сели ужинать. Смартфоны не только научили нас делать селфи, но и вынудили оставаться на связи 24 часа в сутки. Экономисты из Дартмунда провели масштабное исследование в 27 странах мира и выяснили, что 70% людей недовольны тем, сколько времени в их жизни занимает работа.

Читайте также: Шумовое загрязнение - угроза здоровью, о которой никто не говорит

Установка «не сиди без дела» пошатнулась даже в среде молодых родителей. Раннему развитию ребенка и принципу «после трех уже поздно» противопоставляется другая идея: «let them be small», то есть не лишайте детей детства, позвольте им играть, валяться на диване, считать капли на стекле в дождливый день – просто жить и радоваться. Психолог Гейл Кинман и вовсе утверждает, что детская лень – признак блестящего ума и находчивости.

А как тогда работать?

Вы снова удивитесь, но не всякое начальство ценит трудоголизм. Билл Гейтс, например, признавался, что предпочтет взять в сложный проект «ленивца», потому что он наверняка найдет самый простой и эффективный путь решения проблемы. Если говорить психологическими терминами, миллиардеру нужны оптимизаторы – люди, которые совершают выбор, руководствуясь интуицией, а не полным набором плюсов и минусов, не делают лишних движений и четко следуют принципу «20/80», где 20% приложенных усилий гарантируют 80% результата. В противоположность максимизаторам-перфекционистам, которые не уходят с работы, пока напротив каждого пункта в списке дел не будет проставлена успокоительная галочка.

Как правильно лениться?

1/ Прежде всего взвесьте все «надо» и «хочу». Обязанности и желания. То, что вы делаете без всякого энтузиазма, и настоящие чувства. Последних должно быть больше, именно они наполнят вас силами, которые потом пойдут на решение рабочих задач.

2/ К слову, о задачах. Реалистично смотрите на деловое расписание и сократите список дел до «прожиточного» минимума. Лучше сделать меньше, чем выложиться по максимуму до состояния выжатого лимона. Марш-броски хороши эпизодически, как окрыляющий кратковременный стресс. Но на регулярной основе режим энергосбережения полезнее для физического и душевного здоровья.

3/ Если чувствуете себя белкой в колесе, замедляйтесь. Во всех смыслах – вплоть до того, что начинайте осознанно медленнее ходить. Это, кстати, очень сложно, если вы привыкли передвигаться по городу с космической скоростью. Гораздо сложнее, чем по вредной привычке задержаться в офисе на полтора часа.

Читайте также: Как прогнать тревожные мысли

4/ Спите днем. Да, звучит утопично, но попробуйте, и организм скажет вам спасибо. Если ваше руководство не готов оборудовать офисы специальными капсулами сна, как Google, найдите укромное местечко и посидите с закрытыми глазами. У взрослого человека старше 25 лет есть физиологическая потребность в дневном сне, сиеста не просто так придумали, она повышает КПД, а значит, и благосостояние компании (кстати, хороший аргумент для разговора с начальником).

5/ Используйте блага цивилизации. Перепоручайте искусственному интеллекту все, что можно. От уборки в доме до работы со служебным календарем. Среди мобильных приложений попадаются настоящие находки, которые способны взять на себя производственную рутину.

Подписывайтесь на наш канал и в социальных сетях: ВК, Инстаграм, ФБ, Телеграм.