Решение задач, стоящих перед современной системой образования, требует новых подходов к организации методической работы, созданию систем профессионального роста педагогов. Особенно актуальным является обеспечение эффективной методической поддержки образовательных дисциплин и учебных курсов, обладающих большим воспитательным ресурсом, формирующих мировоззрение, национальную и культурную идентичность. Ключевое значение здесь имеет курс «Основы православной культуры» (ОПК), о котором Святейший Патриарх Кирилл сказал, что он «призван объяснить молодым гражданам нашей страны, в чем ценность прошлого, как мы стали тем, чем мы стали, почему наша культура ценится во всем мире и почему напитавшая ее наша вера именуется православной… Это курс о базисе нашей культуры и национальной идентичности…»
В современной школе – в соответствии с ФГОС – изучение православной культуры осуществляется школьниками 4-х классов в рамках обязательного комплексного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ), а также – в форме факультативов, курсов по выбору, кружковой деятельности и т.д. в рамках образовательной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (на всех уровнях образования).
В Калужской области в соответствии с выбором родителей подавляющее большинство четвероклассников (более 70 %) изучают модуль «Основы православной культуры» комплексного курса «ОРКСЭ». Имеется немало образовательных организаций, предоставляющих своим воспитанникам возможность знакомства с православной культурой и на других уровнях образования: от дошкольного – до профессионального.
Большую роль в возрождении и развитии православной культуры на Калужской земле играет Координационный Совет по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при правительстве Калужской области. На заседаниях Координационного Совета регулярно обсуждаются вопросы о повышении качества преподавания ОПК. Активно участвует в этой деятельности и Калужский государственный институт развития образования («КГИРО»).
С целью оказания помощи учителю в преподавании школьникам основ православной культуры в ГАОУ ДПО «КГИРО» разработаны методические рекомендации «Об изучении основ православной культуры в урочной и внеурочной деятельности обучающихся 1-11 классов», составлены и реализуются программы повышения квалификации: «Актуальные вопросы преподавания модуля «ОПК» в рамках комплексного курса «ОРКСЭ» и предметной области «ОДНКНР» (108 часов), «Теоретические и методические основы духовно-нравственного воспитания на основе Православной культурной традиции» (108 часов). Повышение квалификации педагогов осуществляется ГАОУ ДПО «КГИРО» в сотрудничестве с Калужской Митрополией.
Однако, несмотря на заметные успехи в изучении православной культуры школьниками Калужской области, имеются и немалые трудности и недостатки в преподавании ОПК. Результаты мониторинговых исследований, проведенных ГАОУ ДПО «КГИРО» в 2015/2016 и 2016/2017 учебных годах, показали:
– низкий уровень взаимодействия учителей ОПК друг с другом и с местным сообществом: не во всех муниципальных образованиях Калужской области имеются методические объединения педагогов, налажены на должном уровне связи со священнослужителями, сотрудничество с семьями обучающихся;
– отсутствие банка методических разработок, иллюстративного аудио- и видеоматериалов дидактического характера, обобщающего лучший педагогический опыт в преподавании ОПК;
– слабость системной работы в организации преподавания ОПК: обеспечении преемственности между образовательными ступенями, использовании вариативных форм работы, внеурочной деятельности.
В силу данных обстоятельств, изучение православной культуры обучающимися зачастую остается формальным – дает лишь поверхностное знание, не затрагивая сферу поведения и образа жизни, не преображая личность.
Анализ выявленных трудностей, их обсуждение на методических совещаниях ГАОУ ДПО «КГИРО», Координационном Совете по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при правительстве Калужской области, – привели к осознанию необходимости более эффективного использования ресурсов системы учительского роста.
Летом 2017 года в системе образования Калужской области – по инициативе Калужской митрополии, при активной поддержке министра образования и науки Калужской области А. С. Аникеева и директора ГАОУ ДПО «Калужский государственный институт развития образования» М.В. Чеченковой – проводилась активная работа по созданию Регионального сетевого сообщества муниципальных координаторов преподавания ОПК. На заседании Координационного Совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи при правительстве Калужской области, прошедшем в рамках Августовской Декады образования (4 сентября 2017 года) было принято Положение о региональной сети координаторов преподавания курса «Основы православной культуры».
Согласно Положению, в Региональное сетевое сообщество входят представители всех 26 муниципальных образований Калужской области (по одному от каждого). Их задачами являются: организация постоянного обмена опытом работы над повышением качества преподавания ОПК, формирование банка методических разработок, обеспечение взаимоконсультирования и взаимоэкспертизы при подготовке конкурсных работ педагогов и школьников на Всероссийские и региональные конкурсы и др.
Важным ресурсом укрепления Регионального сетевого сообщества и повышения эффективности его деятельности является развитие внутри сети инновационных процессов, апробация инновационных форм методических объединений.
Было выдвинуто предположение о продуктивности такой инновационной формы методического объединения как сетевое взаимодействие на основе совместной реализации проектов, возрождающих и укрепляющих православные культурные традиции. Это предположение и легло в основу проекта инновационной деятельности, который начал свою реализацию с января 2018 года рамках сетевой инновационной площадки Калужской области «Сетевое сообщество муниципальных координаторов преподавания курса «Основы православной культуры» как новая модель методического взаимодействия».
В состав сетевой региональной инновационной площадки (РИП) вошли следующие муниципальные образования Калужской области:
- Отдел образования муниципального района «Бабынинский район»;
- Отдел образования и охраны прав детства Управы МР «Барятинский район»;
- Отдел образования и спорта администрации Дзержинского района;
- Отдел образования администрации муниципального района «Жиздринский район»;
- Отдел образования администрации муниципального района «Козельский район»;
- Отдел образования администрации муниципального района «Город Людиново и Людиновский район»;
- Отдел образования Малоярославецкий районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район»;
- Отдел образования Кировской районной администрации;
- Отдел образования администрации муниципального района «Медынский район».
Цель проекта: Создание эффективной системы методического взаимодействия учителей ОПК, обеспечивающей профессиональное развитие педагогов и повышение качества преподавания ОПК.
Ключевая идея проекта: система профессионального роста учителей ОПК – как необходимое условие повышения качества преподавания ОПК – должна строиться не только через традиционную систему курсовой подготовки, но и дополняться инновационными формами: сетевым взаимодействием на основе проектной деятельности, направленной на возрождение и укрепление православных культурных традиций.
Конкретизацией идеи является реализация учителями ОПК, участвующими в инновационной деятельности, двух социально-образовательных проектов:
– «Возрождение православных традиций семейного воспитания»;
– «Восстановление духовно-исторической памяти».
В рамках инициативного инновационного проекта «Сетевое сообщество муниципальных координаторов преподавания ОПК как новая модель методического взаимодействия» – охватывающего на добровольной основе 9 муниципальных образований Калужской области – предполагается расширить содержание деятельности Региональной сети координаторов преподавания ОПК, обогатить ее творческим ресурсом – реализацией двух социально-образовательных проектов: «Возрождение православных традиций семейного воспитания» и «Восстановление духовно-исторической памяти».
Ожидаемые прямые результаты и системные эффекты инновационной деятельности связываются не только с повышением качества преподавания ОПК и развитием профессиональных компетенций педагогов, но и с нравственным оздоровлением местных сообществ – сохранением и укреплением национальной культуры, возрождением традиционного семейного воспитания, предупреждением и противодействием распространению деструктивных криминальных субкультур.
Достижение ожидаемых результатов и эффектов будет способствовать развитию как региональной системы образования, так и всей системы образования Российской Федерации. Региональная сеть муниципальных координаторов преподавания ОПК – уникальное сообщество в масштабах нашей страны, обеспечивающее все условия для апробации инновационной модели методического взаимодействия педагогов на основе проектной деятельности.
В рамках данного канала мы будем знакомить вас с результатами реализации проекта, делиться идеями, подходами, материалами при реализации курса ОПК в образовательных организациях, апробированных в Калужской области.
По итогам деятельности инновационной площадки на базе ГАОУ ДПО «КГИРО» предполагается сформировать Региональный банк лучших образовательных программ по ОПК для всех уровней образования (включая электронные контенты занятий и методические рекомендации к ним, тестовые и практические задания).