Сегодня, на фоне новости о том, что глава Академии наук Александр Сергеев призвал отменить единый госэкзамен, я вот очень хочу поговорить об этих двух школьных недоразумениях - ЕГЭ и ОГЭ (а вы о чем подумали?)!
Начну с того, что моему сыну в этом году сдавать ОГЭ (кто не в теме - это основной госэкзамен, сдается по окончании 9 класса, по сути можно сказать, такой тренировочный ЕГЭ). Так вот, с 1 сентября 80% учебного времени - это подготовка к ОГЭ по выбранным предметам. Сдается мне, что на подготовку к ЕГЭ уходят все 90%.
А теперь постараюсь объяснить, почему меня, как мать, вся эта тема с ЕГЭ/ОГЭ очень расстраивает.
Во-первых, в нашу систему образования внедрили чуждую нам тестовую оценку знаний, а если быть точнее, позаимствовали ее у иностранных коллег (например, в Америке для поступления в универ надо сдать SAT, для иностранцев еще и TOEFL, но это отдельная история). Надо ли говорить, что любой тест - это скорее не про знания, а про навыки эти тесты решать. В итоге весь год наших детей натаскивают на решение типовых задач, на мой взгляд, в ущерб дополнительным знаниям и развитию творчества (хотя какое творчество в школе, о чем это я?) При этом особое внимание уделяется оформлению - если где-то не поставить точку (условно), система засчитает ответ, как неверный, будь он трижды верный! Ну допустим, это дисциплинирует. А в чем еще польза?
Во-вторых, я еще понимаю, что тестами можно сдавать математику и другие точные науки. А как быть с гуманитарными дисциплинами? Возьмем родной и любимый русский язык. Я видела тестовое экзаменационное задание для 9 класса и у меня полное ощущение, что это экзамен для тех, у кого русский не родной. Мы в школе писали диктанты, изложения, сочинения… А тут, представьте, экзамен состоит из двух частей: письменной и устной (кто учил иностранный язык и когда-нибудь сдавал по нему экзамен, точно знает, что именно так он всегда и устроен).
Письменная часть - тест, на знание скорее теории русского языка, плюс сочинение, которое опять-таки должно уложиться в какие-то жесткие рамки - количество слов, структура - проверяет же сочинение машина! И вторая часть Марлезонского балета - устная. Первое задание для 9-классника - выразительное чтение (мы с этим где-то на уровне 5 класса расставались в моем детстве). Далее рассказ по картинке (довольно примитивной - я видела пару вариантов, на одном были радостные молодые люди на каком-то концерте, на втором - девочка с подарком под елкой) или рассуждение на заданную тему (например, всегда ли надо говорить правду) на выбор. Выводы делайте сами.
В-третьих, про темы - как вам текст по английскому языку, про то, что музыка может довести до самоубийства? Или тест по литературе, где необходимо угадать, из какого произведения выдернута та или иная фраза? То есть полное ощущение, что не дай тебе Бог, дорогой школьник, вдуматься в то, что ты делаешь.
И наконец, поверьте - экзаменационный год - это год постоянного стресса для всех участников процесса. Для учителей - они паникуют, вдруг школа покажет хуже средний балл, чем в прошлом году; для детей - им с 1 сентября талдычат, что в этом году самое важное для них - сдать этот проклятый экзамен; для родителей - их накручивают в школе, что чуть ли не дальнейшая жизнь ребенка определяется полученным баллом по ЕГЭ. Хорошо еще, если родители адекватные и включают здоровый пофигизм, а некоторые год на валерьянке сидят.
Одним словом, согласна я с господином Сергеевым - дрессируют наших детей, а не развивают. Еще и в условиях постоянного стресса. Не удивительно, что уровень образования при этом падает.