Древнегерманское племя готов в начале III в. поселилось в землях к северу от Дуная, у границ восточной части Римской империи. Подобная смежность римской культуры и воинствующих полчищ варваров сопровождалась непрерывными конфликтами. В 70-е годы IV столетия под давлением надвигающихся с востока гуннов готы оказались вплотную прижаты к южному соседу, около 200 тыс. человек не понимали, куда двигаться дальше. Не найдя иного выхода, союз племен попросил у Рима разрешения расселиться на территориях к югу от Дуная, обещая некий симбиоз. Сосуществование сулило выгоду, как представляли римляне, обеим сторонам: варварам - земли, империи - живая сила для пополнения легионов.
На деле же все сложилось иначе: готы были недовольны тем, что имели, и требовали больше, а местные римские управленцы не справились с задачей мирного размещения варваров на имперской территории. Недовольство готов римской политикой в регионе росло и вылилось в итоге в восстание. Справиться с варварами местным силам не удалось, возникла угроза целостности государства. В 378 году император Валент возглавил легионы востока и выдвинулся к Адрианополю, близ которого находился варварский оплот.
Армия Валента была довольно разношерстной, хотя и имела в своем составе значительное количество ветеранов. Перед императором, оказавшимся с примерно 15.000 воинов неподалеку от готского лагеря, встал выбор: атаковать противника немедленно, либо дождаться подкреплений от императора западной части Римской империи Грациана. На помощь двигались несколько отрядов - незначительные силы. Победа будет легкой - римской армии наверняка под силу одолеть горстку варваров - считал предводитель. Если ждать Грациана, то придется разделить с ним славу победы. Позиции Валента были шатки, стоило их упрочить, проявив героизм и защитив жителей империи. К тому же, противник располагал лишь войском из 10 тысяч вооруженных. На военном совете окончательно решили подкреплений не ждать, дать бой немедленно.
Подписывайтесь на канал! и заглядывайте в телеграм - t.me/battlez
Во главе варварского войска стоял Фритигерн, который неоднократно направлял в ставку Валента послов с предложением решить проблему мирно. Несколько подобных предложений были отклонены римской стороной. Похоже, вождь готов намеренно тянул время, ожидая подмоги из аланов (а может и гуннов). В любом случае, днем 9 августа 378 года готы из своего укрепленного лагеря, кругом защищенного повозками (вагенбург), наблюдали за перемещением легионов противника. Под палящим солнцем в этот знойный день Валент строил отряды. Отряд кавалерии занял правый фланг, немного позади, в центре боевого порядка, встала пехота. Левофланговая конница двигалась в хвосте колонны, а потому еще не успела построиться. Хитрый Фритигерн снова направил переговорщиков к императору. Перед ними стояла задача тянуть время как можно дольше. Готам это было на руку: к ним стремительно двигалась подмога, которая была рассеяна по округе в поисках пищи, а легионеры тем временем страдали от жажды и зноя.
Пока командующие договаривались, внезапно отряды стрелков римской армии выдвинулись далеко вперед и столкнулись в непродолжительной схватке с разведкой противника. Кто отдал приказ - остается загадкой, но это послужило сигналом к началу атаки. Вернувшаяся конница готов и аланов понеслась с гор на равнину и мощным натиском опрокинула римских всадников на правом фланге. Началась атака по всему фронту. При этом конница на левом крыле имперской армии не успела построиться и была атакована. Теснимые варварами, отряды левого фланга начали отступать, пока не побежали. Готы преследовали противника, метали дротики и стрелы. Центральная часть римского построения без поддержки левого фланга плотно сжалась, пытаясь выстоять перед натиском. Было настолько тесно, что легионеры не могли замахнуться мечом. Нужно было поддержать пеших соратников - но кому это сделать, когда вся конница трусливо побежала с поля боя. Конница готов действовала нагло и бесцеремонно, нанося удары по пехотинцам Валента с разных сторон. В таких условиях не представлялось возможным организовать отступление и перестроиться для новой атаки. Варвары уничтожали все на своем пути. "Земля была настолько пропитана кровью, что они скользили и падали" (Аммиан Марцеллин). Император пытался ввести резервы, но их не было там, где им следовало быть. Практически вся армия пустилась в бегство. Лишь элитные легионы Lanciarii и Matiarii стояли до последнего - им уже ничто не могло помочь...
Под покровом ночи римские отряды рассеялись по округе, не боясь быть преследуемыми. Самого Валента варвары пронзили то ли стрелой, то ли дротиком. По другой версии, его раненого вытащили из боя, поместили в одном из домиков в ближайшей деревне, которую готы сожгли вместе с раненым императором. Сражение потрясло современников: около 2/3 всей армии осталось лежать на кровавом поле, практически все ветераны - лучшие легионы востока - были перебиты. Погибли видные римские военачальники - Траян и Себастиан. Под угрозой оказалась вся восточная часть империи. Готы стали причиной настоящей катастрофы. Если бы варвары проиграли битву, дальнейшая история западной части империи сложилась совсем иначе. Государство не распалось бы столь скоро, Рим не оказался разграблен в 410 году, а переселение германцев происходило бы по иному сценарию... Однако история, как известно, не терпит сослагательных наклонений.