Предки его выселились из села Цамад, Алагирского ущелья.
Сказания он слышал от стариков соседей, - Амбаловых Дзакко и Беса.Бескаева Бола и Урумова Состикка.
- И Нарт Урызмаг отправился в странствие на год, кто знает куда?
Жена его, Нарт Сатана, стала сокрушаться по муже, начала вспоминать его.
Боролась Нарт Сатана с собою: сдерживает себя, не дает себе воли: но когда из этой борьбы ничего не получалось, когда не вмоготу стало ей сдерживаться, останавливать себя, то она позвала работников и говорит им:
- Идите и найдите мне где-нибудь одного мужчину, тайно пригласите его в мою комнату, чтобы никто не узнал об этом.
Ищите благородного мужчину, но если не попадется подходящий из тех, кто ровен головой (с ней, по благородству), то пригласите и черного мужчину (неблагородного), сильного и мощного.
Не нашли слуги для Сатаны благородного мужчины, но пригласили к ней одного сильно сложенного ногайца.
Долго пробыл, мало пробыл черный ногаец в комнате Сатаны, кто знает? но удовлетворил нужды ее черный ногаец и отправился (буквально-поискал свой дом) к себе домой.
Даром не прошло для Нарт Сатаны это дело: вскоре ее сердце почуяло в ней неладное.
Сатана забеременела от черного ногайца.
Когда настала пора (родить), Нарт Сатана сделала три медовых лепешки и молится богу:
- Бог богов, мой бог.Пусть туман и облака, которые в течение года появятся в нашей стране, в этот час покроют селение Нартов.
Мрачный туман покрыл селение Нартов.
Тогда заставила запрячь в арбу бычков, рожденных во времена Тутыра 34), заставила себя отвести на берег Терека, и там у нее родился мальчик от черного ногайца.
Новорожденному сделали ящик; ящик поставили в лодку и таким образом спустили в реку.
Села опять в арбу Нарт Сатана и опять обрела благополучно свой дом.
Лодка по реке бежит, качаясь; волны играют ею, иногда перебрасывают ее, как мяч, в разные стороны.
Таким образом, достигла рыбаков; они задержали лодку, открыли ящик, достали из него живого ребенка и принесли его в селение алдара 35).
Алдар стал воспитывать его, как родного сына.
Когда он подрос, то стали обнаруживаться его душевные качества, его сердечные наклонности: всякий, кто знал Нартов, мог узнать, что в его жилах течет нартовская кровь.
Прежде всего от него стали страдать сверстники во время игр-как мальчики, так и девочки; потом на него жаловались водоносы и идущие на мельницу: не оставлял он в целости ни медного сосуда (гогон), ни кувшина, ни кадушки своей стрелой и луком.
Ни перед чем не останавливался-ни перед причинением ущерба, ни перед озорством.
Народу стало не вмоготу от него.Наконец, народ собрался и скопом пошел к алдару и сказал ему:
- Много жаловались мы тебе на озорство твоего найденыша-мальчика, но до сих пор он не оставляет своего озорства, и ты сам тоже ничего не предпринимаешь к тому, чтобы он успокоился.
Между тем, ему пора успокоиться, - не такой он уж ребенок, уж появилась у него чернота (пушок).
Говорим тебе последний раз, наш алдар: или мы тебе, или твой мальчик!...
Алдар впал в раздумье.Стал он раздумывать и решил:
Наше селение не место для жизни моему воспитаннику, надо его послать в какую-нибудь чужую страну.
Снарядил его всем: одеждой, оружием; лучшего в своих табунах коня он снарядил так, что оставалось только сесть на него.
Потом дал ему еще двенадцать всадников с ним.
Позвал всадников тайно и секретно наказывает им:
- Посылаю своего воспитанника из селения своего под предлогом, что ему надо найти невесту.
Поезжайте с парнем побродить по большой дороге.
Достигните вы железной двери.Дверь окажется запертой; парень попробует (открыть) ручкой плети, но не будет открываться.
Тогда ударит он по коню.Конь, как птица, перелетит поверх двери.
Как только парень очутится по ту сторону двери, вы всеми силами убегайте назад.
Не забудьте - в одну сторону пусть не убегают два всадника - рассыпайтесь в разные стороны.
В поисках невесты отправился воспитанник алдара с двенадцатью всадниками.
По большой дороге достиг он железной двери.
Парень подобрал коня, взмахнул плетью; конь под всадником затанцевал, как змея и, как птица, перелетел поверх двери.
Открыл дверь, зовет своих товарищей, но они по одному разбежались.
Парень некоторое время смотрел вслед за ними, потом стал держать свой путь.
Долго-ли ехал, мало-ли ехал - кто знает, но в одно время всадник уснул на спине своего коня.Конь идет себе.
Тем временем три всадника перерезывают ему дорогу.
Всадники оказались Нартами - знаменитые мужи Ахсартаккаевы: Нарт Урызмаг, Нарт Хамыц и Нарт Сослан.
- Не совсем зря мы бродили - сказали Нарты: вот тот всадник на что-нибудь сгодится для нас, на худой конец за него можно выручить на покупку шаровар для наших жен.
Пустился на него Нарт Сослан.
Толкнул всадника конем; но конь всадника даже не пошатнулся - идет себе по своей дороге.
Тронул и Нарт Хамыц своего коня, сразу сшибается с конем досадного всадника...
Ну хоть бы поколебался немного конь!
Не нарушает своей поступи конь того, кто родился от ногайца.
Тогда Нарт Урызмаг поворачивает к всаднику своего знаменитого Арфана, но конь всадника совершенно не поддался и Пегому Нарта Урызмага.
Тогда говорит им конь всадника:
- Оставьте, пустите меня по дороге моей, а то если проснется седок мой, то не понравятся вам наши поступки.
Когда насильники-Нарты не оставляли в покое коня, то он затрясся.
Седок проснулся, протер глаза и увидел нартовских насильников.
Повернул к ним коня и....Нарта Урызмага и Хамыца, как сумы переметные, привязал к торокам; Сослану же просунул между телом и поясом пику и снял его с коня и подобным образом несет его на пике.
Крикнул и на коней их и гонит их вперед.
- Кто знает, может быть, вы не ожидали, что с вами случится такое дело; но что я с вами проделаю, это вы узнаете.
Возьму да в таком виде доставлю вас в вашу страну и там положу вас перед вашими женами 36).
Попали в положение лучшие из Нартов.
Столько они странствовали, столько чинили они насилий, но ни одного такого человека еще не встречали.
Благородный муж не открывает перед своими домашними свои обиды, это трудно ему.
Опешили знаменитые нартовские мужи.
Начали метаться и вдруг перевернулись (переменились поневоле), выпустили язык свой (стали говорить льстиво).
- Не погуби нас, не опозорь нас так, просим у тебя прощения, не сделай достойным себе это (намерение), прости нам нашу ошибку.
Лучше убей нас на этом месте, но не поступи с нами так.
- Люди вы пожилые, поэтому да простится вам, но дайте мне слово, что больше не будете притеснять путников.
Делать было нечего.Дали ему слово.
Всадник освободил нартовских насильников, и каждый из них отправился своей дорогой.
Сколько проехал всадник - кто знает? но вдруг он натянул повод коня своего (остановил коня).
- Как нашло на меня смертное забвение!
Ведь куда я направляюсь, во имя чего, этого нет, и в какой я стране, этому тоже никакого признака нет; где я буду сватать невесту, и этого ведь не знаю.
Как же я отпустил этих людей, не распросивши их?
А ведь, повидимому, они такие, которые много бродили, многое видели, много травы сьели 37) - это видно по ним.
Пойду нагоню их; может быть, они где-нибудь укажут мне девицу.
Нарты, когда увидели за собою всадника, то пустились в бегство.
- Подождите меня!
Даю вам слово, ничего вам не сделаю, по делу мне нужны вы.
Нарты поехали тише, всадник нагнал их.
- Из дому выехал я сватать невесту, но в этой стране никого не знаю; вы же такие, которые видели многое.
Будьте благосклонны, укажите мне девицу.
- Там где сливаются две реки, в своем замке живет и кушает 39) Адыл - сказал Нарт Урызмаг.
У него есть такая дочь, подобной которой, по внешности и по нраву, нет нигде под небесами (буквально: где небо распростерло свои конечности).
Никого не осталось среди лучших в мире, кто бы не сватал ее, но она отказывает всем.
Вместе с тем, пожалуй, нигде не найдется такого богача, как ее отец Адыл.
- К слиянию двух рек, к крепости Адыла, - направил свой лоб 39) рожденный от черного ногайца.
С подругами в башне сидит красавица - дочь Адыла, рукодельничают девушки.Тогда одна из девиц говорит:
- Вот кто-то подходит к нам - такой еще не приходил в эту страну;
- Смотрите, и если он будет искать мелкие места в реке, то посмеемся над ним от души, позабавимся им; если же он переправится напрямик, то будет годиться мне в мужья.
- Двинулся через главное русло - сказала та же девушка - даже рыба не может так переплыть; хоть бы пошатнулся конь его в этой быстрине, как стрела, перерезал реку.
У замка Адыла слез с коня рожденный от черного ногайца.
Двинул он ручкой своей плети дверь в комнату, где сидела красавица-дочь Адыла, и дверь упала во внутрь.
- День твой да будет добрый, наша - плохая хозяйка 40) - сказал парень красавице Адыла.
- Добрым да живешь, добрый молодец, рожденный Нартовской Сатаной от черного ногайца, в ответ сказала ему девушка.
Как будто по губам ударили парня, и быстро повернул назад, кинулся на коня и сгоряча двинулся от замка Адыла далее.
- Увы, гость наш обиделся - сказала девушка.
Идите и верните его обратно: хотя он зародился от крови черного ногайца, все же он не плохой человек.
Начали жить мужем и женой в крепостях Адыла, между двумя реками, где земля принимает очертания свиного рыла, в полном достатке во всем.
В одно время к парню обращается жена:
- А ведь когда у парня появляется семья, то нога не выносит его из дома (не охотно расстается с домом)41).
Смотрю на тебя и насколько выросла в тебе грубая сила, настолько не вырос в тебе разум.
А коли грубую силу не направляет разум, то человек попадает в беду.
Возьми да отправься в терновник Тарк.
Там есть черная лисица, на лбу ее три белых волоса.
Когда поймаешь лису, то нужно будет их выдернуть.
Один из этих волосков будет учить тебя разуму; другой превратится в пояс и третий - в застежки (крючки), отделанные серебром и золотом.
Эти (вещи) ты подаришь мне.Но знай, что поймать черную лисицу легко не удастся тебе.
Когда достигнешь терновника Тарка, то начнешь гоняться за нею, из одежды твоей ничего не останется на тебе, кусками останется на колючках, как остается на них шерсть барана.
Со всех сторон из тела твоего будет сочиться кровь.
Не достанется в твои руки в терновнике, выгонишь ее на каменистое место.
Начнешь ее преследовать по каменистому месту: чувяки твои останутся без подошв, ноги будут брызгать (кровью).
Но и черная лисица тоже измучается, - станет, как вкопанная на камнях, ты поймаешь ее живьем, выдернешь со лба эти три белых волоса, потом пустишь ее.
Рожденный от черного ногайца, поймав в терновнике Тарка черную лисицу, выдернул со лба ее три белых волоса и спрятал их у себя; потом пустил черную лисицу.
Возвращается в свой дом и с красавицей (дочерью) Адыла начинают жить и есть.
Сколько опять пожили - кто знает?
Но снова в один такой (день) говорит дочь Адыла:
- Муженек, одиноко мы живем в этом месте.
Возьми и опять отправляйся за добычей.
Завтрашний день вся молодежь ногайская - девушки и парни, выйдут собирать землянику.
Сделай так и пригласи из них нам сто пар и посели их кругом нас, чтобы, благодаря им, мы проводили легче нашу жизнь на свете.
Из молодежи ногайской сто девиц и сто парней привел прирожденный Нарт и поселил их вокруг твердыни Адыла, образовал из них селение и опять в одно время красавица Адыла говорит господину своей головы 42).
О, господин моей головы, на этих двух днях тебе предстоит сделать еще одно нужное дело.
Нарты взяли твердыню Гура 43); добычу, которую они взяли оттуда, - будут делить.
Сделай так, чтобы и тебе досталась доля.А это не так трудно, если возьмешься за дело с умом.
Когда Нарты шли на штурм крепости, то посадили на дороге Кулбадаг ус 44), чтобы она установила, кто из наступающих войдет в крепость.
Из подарков (добычи) первый выбирает тот, кто шел впереди.
Я сготовлю для этой женщины все одеяние с ног до рук, ты пройдешь мимо и подаришь ей; а потом накажи ей, чтобы, когда ее спросят, кто из нартов первый вошел в крепость Гур, чтобы указала на тебя.
Собрались Нарты делить (добычу) ценности, вынесенные из крепости Гур.
Вырыли яму глубиной в двенадцать обхватов и спустили туда Сырдона, боясь, что он будет доводить дело до скандала.
Спрашивают старуху:
- Так кто в день битвы первым вошел в крепость Гур, кто мог бы быть этим счастливцем, кто?
- Да будет ему его день 45), зятю Адыла, это он первый вступил в крепость Гур, он - сказала старуха.
- Бери свою долю первого (вступившего в крепость), зять Адыла! а потом остальные ценности поделим поголовно, поровну - сказали нартовские старшие.
Зять Адыла рассмотрел ценности и, по указанию белого волоса черной лисицы, выбрал три вещи: кусок кожи, войлочную плеть и гамхуд 46).
Вытащили из ямы Нарта Сырдона; окинул глазом добычу и спрашивает старших Нартов:
- Кто взял долю первого?
- Зять Адыла - дали ему ответ Нартовские старшие.
- И с давних времен были вы ничтожеством, собачьи Нарты - сказал Сырдон: и теперь тоже поиздевались над вами.
И хоть бы был похож на человека тот, кто поиздевался над вами.
Знайте вы, что рожденный Нарт Сатаной от черного ногайца, унес ваше добро.
То, что еще осталось, не стоит и ковша воды и ни на что оно не пригодно.
Нарт Урызмаг, Хамыц и Нарт Сослан посмотрели друг на друга, услышав слова Сырдона, и решили посетить зятя Адыла.
Отправились удачливые Ахсартаккаевские мужи.Прибыли в замок Адыла.
Как это полагается, они там слезли (с коней)
у уазагдон 47).
Гостям прислуживал, в качестве младшего, зять Адыла.
- Простите мне, гости, но если я еще что нибудь знаю, то я вас еще где то видел, мне так кажется.
- Не ошибаешься, - дал ему ответ Нарт Хамыц: в этот замок мы направили тебя искать невесту.
Потом еще скажем тебе, по какому поводу прибыли мы сюда.
Совсем недавно узнали мы, что ты родился от Сатаны; а вот это тебе твой отец - Урызмаг Ахсартаккаев, господин головы Сатаны; а мы твои дяди - Хамыц и Сослан.
Наш младший, потом мы скажем тебе то, что должны сказать.
Позорно ражденному от Нарта жить в доме своих каиста 48); пятно и на всю фамилию тоже.
Рожденный Нарт Сатаной от черного ногайца и его жена собрали все свое большое имущество, вывели своих людей и поселились в селении Нартов.
И Нарты получили выгоду.
Примечания:
34) Покравитель домашних животных.
35) Властитель, господин.
36) Высшая степень унижения для мужчины-показать его слабым, трусливым пред женщинами, особенно перед его женой.
37) Много прожили.Возраст животных и теперь определяется по количеству сьеденных трав, т. е. количеству прожитых пастбищных сезонов.Говорят: корова ест четвертую траву, телок ест вторую траву.
38) Фраза буквально - живет и кушает; она обозначает мирную, благополучную жизнь.
39) Пошел напрямик.
40) Обращение фамилярно-ласкательное; определение "плохая" нужно понимать, как шутку, которую может позволить себе по отношению к жене своей.
41) Считается и теперь предосудительным, когда молодожен сидит долго дома; он подвергается насмешкам.
42) Считается неприличным, если женщина скажет - "мой муж" или назовет мужа по имени.Она называет его - "господин моей головы" или - "наш мужчина".
Свекра невестка называет - "господин мой".
43) Гур - горы, Тифлисской губернии.
44) В народных сказаниях так называется женщина-вдова, отличающаяся мудростью и даром провидения.Живет особняком.Она является то доброй феей, то злой колдуньей; но чаще всего она на стороне добра и справедливости.В общем, этот образ неизменно появляется в осетинских народных сказаниях, подобно тому, как в русских сказках появляется баба-яга.
45) Так говорят про удачливого, счастливого, которому завидуют.
46) Шапка - неведимка.
47) Отдельное помещение специально для гостей; ставится у ворот.Обыкновенно это пристройка в одну комнату, с землянным полом и нарами, устланные цыновками и коврами.
48) Родные жены.
И до сих пор пользуется дурной славой тот, кто живет в доме родных своей жены.