Текст: Сергей Удачин и Антон Ширяев; Фото: авторов
Что бы там не говорили, а путешествия на автомобиле – это здорово. Это почти как на поезде: за окном мелькают живописные пейзажи, проносятся мимо разные города, люди, автомобили. Вот только за рулём своей машины ты едешь туда, куда тебе хочется, а не там, где проложены рельсы. А ещё это выгодно. Особенно если путешествовать в компании или с семьёй. Идеальный автомобиль для таких задач – большой, вместительный и проходимый кроссовер. А ещё лучше минивэн, в котором можно и заночевать, если понадобится.
Такой, как, например, Volkswagen Multivan PanAmericana шестого поколения, который мы взяли на тест-драйв. Вот только путешествовать на нём никто из нас не поехал. Во-первых, потому, что мы уже это делали на предшественнике, и есть ощущение, что новичок тоже не подкачает. А во-вторых, потому что нам стала интересна другая сторона этой полноприводной медали. Насколько приспособлен к обычной ежедневной эксплуатации этот автомобиль? Помогают или мешают в таких условиях его «путешественные» особенности и «фишки»? И не придётся ли покупателю «ПанАмериканы» во все остальные дни, кроме отпуска, жалеть о потраченных деньгах? Ведь речь о суммах совсем не малых!
Цены на «ПанАмерикану» начинаются с отметки в 3 479 200 руб. за моноприводную «входную» версию со 102-сильным дизелем 2.0 TDI и механикой. Топовый бензиновый 204-сильный вариант 2.0 TSI c 7-ступенчатым «роботом» DSG и полным приводом дороже на миллион рублей. Наш минивэн – флагман дизельной линейки. Со 180-сильным битурбодизелем 2.0 biTDI,«роботом» и трансмиссией 4Motion он стоит минимум 4 367 500 руб. Но в нём ещё есть около десятка опций почти на 290 000 рублей, включая серый «металлик» за 67 000 руб., двухцветный салон из кожи Nappa за 64 600 руб., а также жёсткую съёмную полку MultiFlex board в багажнике для увеличения спального места за 42 100 руб. В сумме – 4 656 200 руб.
Мнение Удачина: Автобус, как автобус.
Изначально PanAmericana – это наиболее приспособленная к плохим дорогам и в то же время богато оснащённая версия Volkswagen Multivan. Она впервые появилась в прошлом пятом поколении модели (Т5) и была названа в честь самой длинной в мире американской сети дорог. Тогда приписка PanAmericana означала увеличенный на 40 мм дорожный просвет, фирменную полноприводную трансмиссию 4Motion и электронную блокировку заднего межколесного дифференциала.
А ещё дополнительную защиту агрегатов под днищем, пластиковый обвес кузова, двухцветный кожаный салон, отделку пола на выбор рифлёными листами алюминия или прорезиненным покрытием, а также шильдики и наклейки с названием версии. В общем, практически автобус-внедорожник. Однако со сменой поколений эта версия стала более «попсовой» и уже не такой радикально внедорожной. Теперь её можно получить без полного привода и с увеличенным всего на 20 мм клиренсом за счёт подвески для умеренно плохих дорог.
Впрочем, и без этой прибавки к дорожному просвету «ПанАмерикану» тоже можно заказать. А ещё салон у неё теперь по умолчанию тканевый, а на полу – обычное ворсовое покрытие. Да и наклейки с континентом на бортах – одна из отличительных черт PanAmericana, – опция стоимостью 11 500 руб. А среди особенностей оснащения – кожаный мультируль, накладки на педали, подсветка порогов с логотипом этой версии, 3-зонный климат-контроль и тонировка стёкол. В общем, в попавшей к нам на тест конфигурации автомобиль не далеко ушёл от обычного «Мультивэна». Все главные отличия свелись к обвесу и полному приводу с блокировкой заднего дифференциала.
Таким образом, Multivan PanAmericana в нынешнем виде – это в первую очередь небольшой автобус. И не важно для семейных ли целей он будет использоваться во внеотпускное время, либо для служебных в качестве корпоративного транспорта, мобильного кабинета босса или переговорной на колёсах. Как ни крути, во вторую и любую другую очередь это автобус со всеми достоинствами и недостатками этого класса автомобилей. Его основная задача – перевозить с комфортом некоторое количество людей. И он с ней хорошо справляется.
В него удобно заходить с улицы, развалиться по-барски на трёхместном заднем диване или двух раздельных креслах второго ряда. Последние можно развернуть на 180°, усевшись против хода движения. Но чтобы не удариться головой при входе и при перемещениях внутри, надо нагибаться. Можно выдвинуть складной столик и зажечь над ним одну или несколько ламп индивидуального освещения. А ещё, если не застрянете в узком проходе по пути, можно пройти между сидений через весь салон на водительское место.
Оно, как и все отдельные сиденья в «Мультивэнах», с откидными подлокотниками. От чего в нём, в купе с «автобусной» посадкой с согнутыми в коленях ногами, удобно, как в домашнем кресле. Да и обзор здесь что надо. Сидя высоко над потоком машин, видишь дорогу далеко вперёд, заранее прогнозируя дорожные ситуации и своевременно перестраиваясь, чтобы объехать заторы. А вот в заставленные машинами дворы и переулки на Volkswagen T6 в любой конфигурации лучше не соваться.
Габариты минивэна – почти 2,3 м в ширину (с боковыми зеркалами) и более 5 м в длину, – превращают езду в тесных пространствах в сущий ад. Удовольствие от этого получат разве что извращенцы и автомобильные мазохисты. Хотя габариты в минивэне ощущаются весьма неплохо благодаря почти вертикальным бортам, огромным зеркалам и большой площади остекления. Да и парктроники по кругу с камерой заднего вида здорово помогают. В общем, маневрировать на нём одно удовольствие, но у всего есть предел.
Несмотря на немного увеличенный клиренс, наш автобус не сильно кренится в поворотах. И хоть его подвеска жестковата и короткоходна, в минивэне довольно комфортно. Пробои подвесок редки и случаются лишь на откровенно больших ямах и стыках, если перед ними не притормозить. Тормоза цепкие и замедляют, а также останавливают тяжёлую махину быстрее и эффективнее, чем от них ожидаешь. А вот полный привод с блокировкой дифференциала вещь хоть и хорошая, но в ежедневной эксплуатации для поездок по городу не самая нужная.
Редки случаи, когда он может пригодиться. Зато аппетит у полноприводного автобуса с 2-литровой битурбо «четвёркой», что надо. При неспешной езде в городе он запросто выпивает 12 л/100 км дизтоплива. Стоит придавить педаль акселератора и держаться в левом ряду, как расход мгновенно подскакивает до 16 л/100 км. Радует цифра только во время долгой езды без пробок и светофоров. То есть в режиме путешествия – на трассе. Например, на МКАДе значение среднего расхода топлива быстро падает до 9 л/100 км. Так что в принципе идеальный для дальних поездок автобус вполне себе неплох и в городе, а его особенности не обременительны в каждодневных поездках.
Но стоит ли переплачивать за них и красивую пластиковую юбку, если Multivan даже в базовой версии Trendline неплохо укомплектован? Без полного привода с 2-литровым 140-сильным турбодизелем в паре с такой же DSG по пробкам он поедет не хуже, простора в салоне предоставит не меньше, а обойдётся при этом минимум на 1 450 900 руб. дешевле! То есть на сэкономленные средства можно купить новенький «каблучок» Caddy Family или немного доплатить и выбрать новейший Tiguan второго поколения. Ведь путешествовать и на обычном «Мультивене» можно ничуть не хуже!
Мнение Ширяева: За что платим?
В среде автомобильных журналистов принято восхищаться Volkswagen T-серии, в особенности её топовым исполнением Multivan. Дескать, нет лучше в мире транспорта для путешествий по России, трудовых будней большой семьи или поездки на рыбалку с друзьями. И поспорить с этим утверждением трудно, поэтому мы и отдали Volkswagen T5 первое место в нашем рейтинге подержанных микроавтобусов за 1 250 000 руб. Но одно дело, когда отдаёшь за семейную машину миллион, и совсем другое, когда четыре!
Да, Multivan, особенно с достаточно мощным битурбодизелем, по ощущениям от езды почти не отличим от легковых Volkswagen. Тут такой же налитый усилием руль, идеально настроенные педали, расторопная DSG, динамика, которой хватает и в городе, и за его пределами, выверенная эргономика и современная мультимедиа-система. Добавьте к этому ещё и потрясающую практичность, характерную для коммерческого транспорта! Multivan поражает воображение различными бардачками, карманами, подбутыльниками, подстаканниками, «подмобильниками» и прочими полезными ёмкостями.
Казалось бы, что ещё нужно? Премиальности! Ведь за цену нашего Multivan PanAmericana можно купить новенький Land Rover Discovery 5 в рекомендованной комплектации за 4 857 700 руб., который лучше ведёт себя и на дороге, и за её пределами, и также способен перевезти семерых. Пусть в нём не так просторно, и багаж будет скромнее, зато акустический комфорт и плавность хода не сравнить. Если же оставаться в рамках форм-фактора минивэнов, то почему бы не остановить свой выбор на Toyota Alphard (3 578 000 – 4 385 000 руб.)? В качестве машины для босса она лучше по всем параметрам (посадка, опции, акустический комфорт, плавность хода), да и для семьи из 6 человек подойдёт больше.
Единственные преимущества Volkswagen перед «японцем»: экономичный дизель, возможности перевезти 7 человек и оборудовать спальные места прямо в автомобиле. Но много ли людей, потративших 4 миллиона на автомобиль, будут спать в машине, а не в отеле или, на худой конец, дорогой палатке? Да и дизель –плюс относительный, ведь он создан для коммерческих машин и заметно тарахтит. Это далеко не тот случай, когда по звуку и не определишь, какое топливо лить в бак. Поверьте, о том, что ваш Multivan дизельный, будут знать все ваши соседи.
Ну а в качестве семейного авто немецкому микроавтобусу нечего противопоставить Chrysler Grand Voyager (3 316 000 руб.). Американская машина создана, чтобы удовлетворить нужды отчаянных домохозяек и домохозяинов. У него тот же 7-местный салон, те же вращающиеся кресла второго ряда и возможность установить столик. А ещё куча тайничков и большой багажник, но лучшая плавность хода и больше опций. Так что единственная роль, в которой я вижу Multivan, это «рабочая лошадка» для встречи делегаций достаточно высокого уровня, когда все должны сидеть на коже Nappa. Возможно, для личных целей лучше подойдут более простые и дешёвые версии T6, вроде Caravelle (от 2 176 300 руб.). При случае проверим!