Вторая Пуническая война, длившаяся с 218 по 201 год до нашей эры, стала для Римской республики серьезным испытанием на прочность. Инициатором и главным действующим лицом данного масштабного конфликта был гениальный карфагенский полководец и государственный деятель Ганнибал из уважаемого рода Баркидов. Он сумел провести свою армию через Альпы, перенеся таким образом войну на территорию Республики. Это дало ему нехилое тактическое преимущество, а также возможность раз и навсегда разобраться с «римским миром», который угрожал существованию Карфагена.
Ганнибал был одаренным военачальником, мастером засад, ложных отступлений и хитрых маневров. Но у него была серьезная проблема. Римская армия была тактически организована куда лучше, имела сильный кадровый состав и многочисленных союзников в своей родной Италии. Один на один в условиях боя на открытой местности, римляне обычно без проблем сминали даже превосходившую их по численности армия карфагенян, за счет превосходной дисциплины. Более того, войска Ганнибала были очень разнородными, их по сути скрепляли лишь личность харизматичного полководца да безвыходное положение, в которое он их поставил. Наконец, у римлян были в распоряжении практически неисчерпаемые людские ресурсы: столица ведь неподалеку, линии снабжения тоже. Да и союзников до кучи, они также помогут. А вот нашему сегодняшнему герою рассчитывать было практически не на кого. Родина на протяжении многолетней кампании в Риме не помогала Ганнибалу почти ничем. На местах же он пополнял свою армию либо местными кельтами, которые жаждали свержения «клятых оккупантов», либо пленными италиками. Однако, первыми управлять было крайне сложно, галлы ведь — народ буйный и независимый, вторые же зачастую колебались и переходили вновь на сторону противника.
Таким образом, силы Ганнибала уступали войскам Римской республики как количественно, так и качественно. Что же собирался делать Барка? О, у него имелся шикарный план, в котором лидер карфагенян сделал ставку на свои главные преимущества: внезапность и полководческий талант. Ганнибал поставил себе задачу разбить римские армии с помощью ряда сражений, нанося им в каждом значительные потери. Он наголову превосходил римских военачальников, умел вывести их из себя и заставить ошибаться, заранее выбирая выгодное для победы карфагенян место. И действительно, в большинстве боев между армией Барки и войсками римских военачальников последние теряли гораздо больше людей, притом зачастую по-глупому, впустую. Например, в сражении у Тразименского озера множество легионеров Гая Фламиния попросту утонуло в попытке спастись от воинов Ганнибала.
Но главная цель Ганнибала заключалась в нанесении морального поражения стойкому римскому народу. Барка хотел добиться полной изоляции Рима от подвластных ему городов и племен, желал, чтобы союзники Республики предали ее и перешли к Карфагену. Именно поэтому, на мой взгляд, даже после сражения при Каннах, пунийский полководец так и не предпринял попытку взять Рим штурмом. Барка не собирался захватывать город и вырезать там все живое, он думал попросту лишить римлян власти, показав их военную импотенцию, бессилие перед войсками Карфагена. Тогда Республика лишилась бы всякого потенциала к дальнейшим завоеваниям и тихо растворилась бы среди соседей.
Подобная стратегия могла бы раз и навсегда вывести Карфаген в региональные лидеры, но все же Ганнибал не учел ряд обстоятельств. Среди них: слишком сильная оторванность от тылов, политические проблемы у себя на родине, самоотверженность римского народа, который раз за разом собирал новую армию, загребая туда даже безусых юнцов и бывших рабов. В итоге римляне научились на своих кровавых ошибках и сумели таки одолеть Ганнибала в решающей Битве при Заме. Но все же, планы хитроумного военачальника имели неплохие шансы на претворение в реальность... С вами был Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте.