Найти тему
deyatel

Владимир Высоцкий в Киеве (1972 год. Неудача на украинском телевидении)

Об этом эпизоде из жизни Высоцкого стало известно в 2000 году, когда Владимир Луговский, постановщик четырёхсерийного телевизионного фильма "Неизвестный, которого знали все" (фильм был снят в 1972 году, премьера на украинском телевидении состоялась 13 ноября 1973 г.), рассказал о своей неудачной попытке включить в телефильм три песни Высоцкого.

Сначала режиссёр приглашал написать титровую песню киевских поэтов и композиторов, однако, получалось не так, как он хотел – по выражению самого В. Луговского, "то текст слишком примитивный и очень заполитизированный, то плохо прикрытый плагиат мелодии" [78]. Решил обратиться к Высоцкому, а тот так увлёкся сценарием, что согласился написать не одну, а целых три песни – титровую, которую просил режиссёр, и ещё две к различным сценам фильма.

Осенью 1971 года режиссёр получил по почте маленькую бобину с тремя песнями Высоцкого – и тут началось хождение по мукам... Сначала в ужас пришла главный редактор студии Н. Лучина, затем – директор студии "Укртелефильм" Р. Фуртак. Как вспоминал режиссёр, директор "посмотрел на меня с таким укором, как будто поймал на подлости. „О Высоцком и разговора нет!” – отрезал жёстко и категорически. – „Ну что вы, в самом деле?! У нас на Украине такой певучий и талантливый народ! Ищите дома..." [79]

У В. Луговского оставалась надежда на А. Путинцева, в те годы главного редактора Комитета радио и телевидения УССР. "У нас сложились дружеские отношения, мы часто бывали друг у друга дома, случалось, и по чарке выпивать. Поехал к нему. Честно всё рассказал, показал тексты Высоцкого и для сравнения – киевских авторов.

Альберт Григорьевич морщил высокое чело, читал, слушал и наконец, печально сказал: „Неужели ты не понимаешь, что этот бард – фигура одиозная? В Москве легче утрясти вопрос о его участии. Там он имеет влиятельных поклонников, они его защищают. А кто у нас захочет подставить свою голову?”

На этом моя борьба и закончилась. Но самые позорные минуты я пережил, когда сообщил Володе о моём фиаско. Всё смешалось – и собственное бессилие, и обида, и злость на функционеров, перепуганных системой.

Однако Высоцкий спросил весело: „А что, разве вам это впервые? Я, например, уже привык. Мы делаем свою работу, они – свою”. – „Бобину передать поездом или переслать почтой?” Володя минуту подумал, потом сказал: „Оставьте у себя. Я вам её дарю. Возможно, какую-нибудь из песен используете в следующем своём фильме”.

Оригинал фонограммы (на ней три песни – „Зарыты в нашу память на века...”, „Запомню, оставлю в душе этот вечер...” и „Подумаешь, в семье не очень складно...” – Авт.) я недавно передал в музей Высоцкого, которым заведует его сын" [80] – так заканчивает свои воспоминания В. Луговской. В 2000 г. эта фонограмма была издана студией “Solyd records”.