Датой первого приезда Владимира Высоцкого в Киев до сих пор считался июль 1950 года. Тот приезд подтверждён документально – фотографиями и письмом, которое двенадцатилетний Володя Высоцкий отправил матери в Москву.
Однако, похоже на то, что самое первое пребывание маленького Володи в Киев состоялось за несколько лет до этого. О нём вспоминает двоюродная тётя Владимира Высоцкого Людмила Ярёменко:
"Ему было тогда лет семь, мне – лет 15. Его привезли в Киев. Мальчишка небольшого росточка. Беленький, светленький такой – абсолютно блондин! А я была девушка с ветерком: высоченная акселератка – хотя такого слова тогда и в помине не было, худенькая.
Я водила Володю по Киеву, показывала новый Крещатик (новый Крещатик появился в начале 50-х гг. – Авт.), улицу Ленина. О чём разговаривали, уже не помню. Это было летом, солнечный день, жарко. Я ему купила мороженое. Он был в коротеньких штанишках до колен..." [1]
Разумеется, возраст племянника Л. Ярёменко перепутать могла легко, тем более, что особого интереса она к нему не испытывала ни тогда, ни позднее. По её собственному утверждению, "Володю я видела всего три раза. Последний – в гробу" [2], но свой возраст человек обычно припоминает точнее, чем чужой. Л. Ярёменко было 15 лет в 1945 году, в 1950 году ей было двадцать. Мы, как правило, без труда вспоминаем, когда мы были подростками, а когда – молодыми людьми. Таким образом, можно с большой долей уверенности предположить, что первый визит Высоцкого в Киев состоялся примерно в 1945-1946 годах.
Есть информация и о ещё одном приезде Высоцкого в Киев в 1940-е гг, исходит она от Лидии Николаевны Сарновой, племянницы Е.С.Лихалатовой, второй жены отца Владимира Высоцкого:
"Когда Сеня и Женя (Семён Высоцкий и Евгения Лихалотова – Авт.) вернулись из Германии, Володе сказали, что его забирают в Киев. Женя даже поехала с ним туда, показала школу, показала новую квартиру, в которой они с Сеней жили. (Высоцкие снимали квартиру в доме № 5 по Чеховскому переулку – Авт.) Володя сказал: "Нет. Я хочу жить с Лидиком (так Высоцкий называл Л. Сарнову – Авт.) и больше ни с кем". Он не хотел жить в Киеве. Ему было просто с нами интереснее, мы были моложе. Сестра моя тогда тоже у меня жила, она поступила в юридический институт. У нас собирались молодые люди, а друзья Володи – Володя Акимов, Гарик Кохановский, – приходили к нам, как к себе домой. Поэтому ему были с нами интереснее". [3]
Из Германии С.В. Высоцкий с сыном и Е.С. Лихалатова вернулись в сентябре или в октябре 1949 года. Согласно архивным документам, 6 октября 1949 г. Владимир Высоцкий был зачислен в 5 "Е" класс 186-й школы. Таким образом, получается, что тот приезд Высоцкого в Киев состоялся осенью 1949 года.
С датировкой следующего его визита в Киев вопросов, как было сказано выше, нет никаких. Главное свидетельство – письмо самого Володи Высоцкого, отрывок из которого мы приводим:
"19/VI-50
Здравствуй, дорогая мамочка!!!
Валерик – Валерий Николаевич Гукасов, – младший брат упомянутой выше Лидии Сарновой, и Саша Высоцкий, сын Алексея Владимировича Высоцкого, дяди главного героя этой документальной повести, всё время проводили вместе и запечатлены рядом на серии фотографий в киевском зоопарке.
Следующий приезд Высоцкого в Киев состоялся в июне 1952 года. И снова информация исходит от самого Высоцкого. 12 июня он пишет с дачи письмо матери, где, в частности, сообщает: "Тётя Женя до приезда папы будет на даче. 20 числа я вместе с ней поеду в Киев на несколько дней, чтобы заказать мне костюм и пальто" [5].
В том году Володя Высоцкий жил с родственниками на даче в посёлке Плюты под Киевом. "Моему сыну Виталику было полтора года. Значит, это 1952 год, – рассказывала Л. Сарнова. – В Плюты к нам приезжали Сеня с Женей. Там был большой дом, и жило там много народу – кроме нас с Володей, жила ещё моя бабушка, которой там очень нравилось. Потом там ещё жил Володя Давыдов, муж Нелли Килерог – это наши близкие друзья. Эту дачу нам именно Неллечка и сняла" [6].
Друг семьи Высоцких Нелли Михайловна Килерог рассказывала: "С Володей я познакомилась, когда ему было 12 лет. Поскольку он называл меня „тётя Неля”, то многие считали, что он мой племянник.
...Как-то в 50-х годах мы отдыхали в селе Плюты на Днепре под Киевом: Евгения Степановна с мамой и Володей, племянница Евгении Степановны Лидия Николаевна Сарнова, и я с сыном и бабушкой. Никто из нас плавать не умел, Володя же плавал отлично, прекрасно играл в водное поло (единственное свидетельство того, что Высоцкий увлекался этой игрой – Авт.) Вообще он с детства был очень спортивным" [7].
"Мои родители были лучшими друзьями Семёна Владимировича и Евгении Степановны, – сказал Марк Владимирович Давыдов, сын Н.Килерог, – они знали друг друга с 1947 года. Познакомились мы с Володей в 1952 году, когда мы все вместе отдыхали на даче под Киевом в Плютах. Володе было 14 лет, а я был совсем пацаном тогда, я 1945 года рождения. Мои родители снимали эту дачу, а Володю туда Женя привезла. Играли, купались. Мне было совсем немного лет, я мало что об этом помню" [8].
Про водное поло М.Давыдов точно не помнил, зато прояснил давно интересовавший многих высоцковедов вопрос происхождения странной фамилии Килерог. "Фамилия-то изначально была Горелик. Мой дед был третий секретарь компартии Украины по агитации и пропаганде. Он взял себе псевдоним Килерог – прочитал фамилию Горелик справа налево. Мама уже имела паспорт на эту фамилию" [9].
Когда мы поведём речь о концертах Высоцкого в Киеве в сентябре 1971 года, то снова вернёмся к воспоминаниям Н. Килерог и М. Давыдова, а сейчас нам нужно перенестись на несколько лет вперёд и обратиться к воспоминаниям Изы Константиновны Высоцкой, первой супруги героя нашего повествования, и её сокурсников.