Найти в Дзене

Датчик кислорода: мифы и реальность

Объём слухов, мифов и домыслов о датчике кислорода на сегодня столь обширен, что найти правдивую информацию зачастую оказывается непросто. С одной стороны существуют рьяные защитники экологии, готовые поверить едва ли не в то что лямбда-зонд снижает выброс углекислого газа; с другой стороны есть свято верящие в то что после отключения датчика кислорода у машины "вырастут крылья" и сам собой заведётся лишний табун лошадей под капотом. Отбросим в сторону откровенные пробелы в школьных знаниях по химии тех кто наивно полагает, что углеводороды можно жечь, не выбрасывая в атмосферу углекислоту и рассмотрим реальные факты с комментариями к ним. 1. Исправный датчик кислорода (до нейтрализатора) способствует сокращению расхода топлива, но не более чем на 5-7% относительно изначально корректных топливных карт под конкретный двигатель
Обилие ложной информации о том, что у некоего автолюбителя некий датчик кислорода (как правило, определённого производителя) уменьшил абстрактный (уточнения в в

Объём слухов, мифов и домыслов о датчике кислорода на сегодня столь обширен, что найти правдивую информацию зачастую оказывается непросто. С одной стороны существуют рьяные защитники экологии, готовые поверить едва ли не в то что лямбда-зонд снижает выброс углекислого газа; с другой стороны есть свято верящие в то что после отключения датчика кислорода у машины "вырастут крылья" и сам собой заведётся лишний табун лошадей под капотом. Отбросим в сторону откровенные пробелы в школьных знаниях по химии тех кто наивно полагает, что углеводороды можно жечь, не выбрасывая в атмосферу углекислоту и рассмотрим реальные факты с комментариями к ним.

1. Исправный датчик кислорода (до нейтрализатора) способствует сокращению расхода топлива, но не более чем на 5-7% относительно изначально корректных топливных карт под конкретный двигатель

Обилие ложной информации о том, что у некоего автолюбителя некий датчик кислорода (как правило, определённого производителя) уменьшил абстрактный (уточнения в виде "абсолютный" или "путевой" как правило отсутствуют) расход топлива более чем на 7% может быть следствием эффекта Плацебо либо ошибки в подсчётах: сравнивается расход топлива с неисправным датчиком и расход с исправным либо абсолютный
и путевой (что само по себе некорректно).

2. Без датчика кислорода расход топлива выше чем без него.

-2

Это действительно так, но тут важно отделить "мух от котлет": расход топлива без датчика кислорода всегда ниже, чем с неисправным датчиком кислорода, но больше чем с исправным. Автоблогеры, ведущие бортжурналы, почему-то ставят знак равенства между работой системы с неисправным датчиком и без него (а точнее сказать - не задумываются о том, что такая разница есть). Существует разница и в наборах калибровок (в "прошивках") изначально под режим лямбда-регулирования и тех, что изначально расчитаны на работу системы без ДК.

3. Датчик кислорода №2 (после нейтрализатора) не влияет на качество приготавливаемой топливо-воздушной смеси (и на расход топлива)

Функция датчика(ов) кислорода после нейтрализатора заключается в контроле его эффективности. По сигналам этого датчика блок управления детектирует ошибку в работе системы нейтрализации отработанных газов и
может переводить систему в аварийный режим. Расход топлива в аварийном режиме будет повышен, если же переход в аварийный режим при обнаружении такой ошибки в программном обеспечении ЭБУ не заложен - система продолжит работать в штатном режиме, а на щитке приборов будет гореть лампа неисправности.

4. Датчик кислорода не влияет на пуск и прогрев холодного двигателя

Датчик кислорода включается в работу спустя отведённое время после пуска и не ранее, чем при достижении заданной температуры. На пуск и прогрев холодного двигателя датчик кислорода (его состояние либо его отсутствие) влиять никак не может.

5. Датчики кислорода, установленные заводом-изготовителем (на конвейере) имеют больший срок службы, чем имеющиеся в продаже

-3

Странный, но факт! О причинах сокращённого срока службы датчиков, реализуемых через розничную торговую сеть можно только предполагать: возможно, это осознанное вредительство со стороны производителей с целью улучшить сбыт своей продукции (чем быстрее купленный датчик придёт в негодность - тем быстрее его владелец купит новый); возможно имеют место быть некие особые требования к изделиям, поставляющимся на конвейер со стороны авто производителей. Возможно, имеют место быть оба названных фактора; нельзя так же исключать вероятность существования неких иных факторов...

Подводя итог, можно резюмировать следующее:

При порче заводского датчика кислорода перепрограммирование ЭБУ для работы без него является предпочтительным по отношению к замене датчика в то время как программное отключение заведомо исправного датчика рекомендовать никак нельзя.

А теперь посчитаем, сколько в среднем реально "экономит" датчик...

Стоимость датчика варьируется от 1500 до 3500 рублей - берём среднюю стоимость в 2500. Допустим, экономия топлива при подсчёте абсолютного расхода (с учётом пусков и прогревов) составляет 5%. При усреднёном расходе в 10 литров на 100 километров пробега, средне-месячном пробеге в 2500 километров и средней стоимости одного литра бензина в 36 рублей за месяц датчик сэкономит примерно 450 рублей. Следовательно, окупаемость датчика 2500:450=5.5 (месяцев). Средний срок службы "магазинного" датчика = один год. Таким образом, первые полгода датчик окупает сам себя, и лишь вторые полгода реально экономит нам средства. За вторые полгода датчик позволит нам сэкономить средства на покупку уже нового, таким образом
меняя датчик раз в год фактическая экономия получается равной нулю.

-4

У некоторых автомобилей, в частности модельного ряда ЗАЗ с блоками управления семейства М10.3 датчики кислорода до и после нейтрализатора идентичны (взаимозаменяемы). Таким образом, у владельцев таких автомобилей есть возможность при порче первого датчика поменять датчики местами.