Не секрет, что в нашем веке появилось множество различных способов получения разнообразной информации. Интернет дал нам огромные возможности в постижении знаний, которые раньше были недоступны для части людей. Простота и скорость стали основной характеристикой современного информационного потребления. Люди выбирают те ресурсы, которые способны подать им максимум свободной информации в короткие сроки. По этой причине аудиовизуальные ресурсы оказались не менее востребованными в наше время. Визуальная информация достаточно проста для восприятия, она несет в себе большое количество образов за относительно небольшой отрезок времени. Музыкальные клипы, фильмы, видеоигры — все эти виды развлечений в наше время превращаются во что-то намного большее, нежели просто хобби для свободного времени. С помощью визуальных технологий детей учат постигать мир, визуализация является отличным способом проиллюстрировать собственные взгляды и убеждения максимально убедительным способом. Новые способы подачи информации вытесняют методы прошлого. Одним из таких «устаревших» методов стала художественная литература.
Есть простая статистика на примере России, которая иллюстрирует спад интереса к чтению. И хотя причины тому самые разные, но рост других источников получения информации – одна из главных причин. ВЦИОМ провел исследование на 2011 год, направленное на российских граждан. Оказалось, что половина жителей России имеет дома менее сотни книг. 18% опрошенных признались, что книг у них дома нет совсем.
За три месяца житель России прочитывает примерно 3,94 книги, в то время как в 1992 г. этот показатель составлял 5,14. 35% россиян не читают книги совсем. В 1996 г. таких граждан было 20%. При этом практически ежедневно читают книги только 22% россиян, в то время как в 1996 г. постоянными читателями книг были 31% жителей страны. Эти данные взяты из статьи в «Аргументы и Факты» (http://www.aif.ru/society/web/33385), и они ясно иллюстрируют спад интереса к чтению в последние годы.
Разумеется, книги все еще популярны. Нельзя сказать, что после технологического бума люди навсегда бросят читать. Но спад интереса к литературе уже виден, особенно ярко выражен он у подростков и детей, не заставших тех времен, когда компьютеры и Интернет были далеко не у всех. Несомненно, легкость потребления аудиовизуальной информации в сочетании с ее относительной доступностью делает просмотр фильмов и видеороликов более увлекательным занятием, чем чтение книг. Большую популярность набирают аудиокниги, фильмы по книгам — это легкий способ вовлечься в сюжет, не особо концентрируясь непосредственно на тексте и не пытаясь перебороть нежелание читать большой массив знаков.
Как можно вновь привить интерес к литературе и стоит ли в принципе это делать? Книги являются важным фактором для развития воображения и абстрактного мышления еще в детстве. Понятие «клиповое мышление», появившееся в середине 1990-х, обозначает неспособность сконцентрироваться на чем-то одном надолго, восприятие мира с помощью обрывков информации, ярких образов, визуальных категорий. Человек, чье сознание становится клиповым, переключает свое внимание слишком быстро и, как следствие, постоянно отвлекается. Клиповое мышление стало результатом роста динамики потребления информации, также этому переходу немало поспособствовал рост объемов информации визуальной. Теперь во главу угла ставится принцип «меньше, но быстрее». Человек, который долгое время читал очень мало книг и много сидел в Интернете, становится очень зависимым от постоянного притока свежей информации. Грубо говоря, ему постоянно нужно что-то новое, при этом он совершенно неспособен сконцентрироваться на больших массивах информации, правильно обработать и проанализировать ее. Возникают определенные проблемы, которые развиваются к подростковому возрасту и закрепляются во взрослом.
Прививать детям интерес к книгам — задача скорее родителей и воспитателей, нежели самих авторов. Удобно давать детям мультфильмы, чтобы отвлечь их и не сидеть с ними. Удобно научить ребенка играть в игры и сидеть в Интернете, чтобы он развлекал себя сам. Это весьма удобно, но ко всем этим вещам нужно подходить с осторожностью. Интернет — инструмент для опытных пользователей, и применять его нужно с большой ответственностью. Поэтому нужно давать детям книги, доказывать им, что воображение значит куда больше, чем возможность потреблять уже готовую визуальную информацию. Это решит многие современные проблемы, связанные с кризисом чтения и даст детям куда больше возможностей, чем у них будет без этого важного навыка.