Найти тему
muntaqa.info

Между Ибн аль-Каййимом и Ибн Таймией. О следовании муджтахида мазхабу

Этот пример наглядно демонстрирует, что следование ученого всем или почти всем мнениям мазхаба или имама не является доказательством того, что он — не муджтахид, и так же не является причиной, дозволяющей его порочить или принижать его знания и подозревать в оставлении истины ради мирских интересов.

Урок от шейха Бакра Абу Зейда на примере имама Ибн аль-Каййима.

Мало кто знает, что имам Ибн аль-Каййим, при том, как осуждал таклид ученых за другими учеными и обязывание им ученых, был очень привержен мнениям своего учителя — шейх уль-Ислям Ибн Таймии. Не мнениям мазхаба из сотен или тысяч ученых, а мнениям мазхаба одного ученого. Следовал мазхабу своего учителя, не соглашаясь с ним лишь в считанных вопросах, при этом отстаивая и максимально обосновывая его мнения во всех остальных.

Писал об этом имам Ибн Хаджар аль-Аскаляни: «Он имел смелое сердце, обширные знания, был сведущим о разногласиях и мазхабах саляфов, и взяла верх над ним любовь к Ибн Таймии, так что он не выходил ни в чем за пределы его мнений, и, более того, оказывал поддержку (доводами) ему (Ибн Таймии) во всем этом (мнениях). Он (Ибн аль-Каййим) — тот, кто улучшил (украсил) его (Ибн Таймии) книги и распространил его знание». См. «Ад-Дурар аль-камина» 5/138.

Также писал: «Все его труды желанны для (разных религиозных) групп. Он в них развернуто излагает мысль, заботится о разъяснении своего труда, и пишет очень пространно. Большая часть из них взята из слов его шейха (Ибн Таймии), он распоряжается ими (по своему усмотрению), и у него в этом сильные способности. Не перестает вести речь вокруг мнений, которыми он (Ибн Таймия) отличился, и оказывает им поддержку, обосновывает их». См. «Ад-Дурар аль-камина» 5/139.

Писал имам аш-Шаукани в биографии имама ас-Сахави: «Взяла верх над ним любовь к его шейху хафизу Ибн Хаджару, так что он не выходит за границы большинства его мнений, так же как взяла верх над Ибн аль-Каййимом любовь к его шейху Ибн Таймии«. См. «Аль-Бадр ат-тали'» 2/187.

Для кого-то это может оказаться проблемой, ведь известны его цитаты с порицанием таклида, обращенные к муфтиям. А кто-то, возможно, даже будет готов противопоставить те цитаты этим, будто одни из них опровергают другие. Но на деле противоречия нет, и одни не опровергают другие. Дело лишь в том, что ученик, выросший до уровня муджтахида внутри одной школы или воспитанный до этого уровня одним учителем, смотрит на исламские науки глазами своей школы и глазами своего учителя, применяет методологию иджтихада так же, как применяли его учителя, и видит более сильным то же, что видели более сильным его учителя.

Примерно так оправдывал имама Ибн аль-Каййима шейх Бакр Абу Зейд, когда комментировал приведенные выше цитаты: «Если имелось ввиду, что Ибн аль-Каййим всего лишь инструмент, и нет у него иного достоинства помимо того, что он собрал, улучшил, упорядочил и поддержал мнения своего шейха, а не довод и не то, что поддерживается доводом, то это следует отвергнуть. И такое понимание далёко от слов Ибн Хаджара. А если имелось ввиду, что Ибн аль-Каййим, да помилует его Всевышний Аллах, при его любви к его шейху Ибн Таймии, да помилует его Всевышний Аллах, поддерживал его мнения исходя из доводов и убежденности, а не только лишь из-за следования за ним, то да». См. «Ибн аль-Каййим: хаятух, асарух, мауаридух», с. 143.

Также шейх Бакр писал: «Ибн аль-Каййим, да помилует его Всевышний Аллах, при его любви к его учителю Ибн Таймии и преобладанию над ним этой любви, оказывал поддержку мнениям, которыми отличился Ибн Таймия, исходя из убежденности и довода, а не из-за простого следования или фанатизма. Это было в его возможностях по причине его обильных знаний и редкой проницательности». См. «Ибн аль-Каййим: хаятух, асарух, мауаридух», с. 144.

И если данное объяснение в отношении имама Ибн аль-Каййима приемлемо, то оно будет тем более пригодным для объяснения положения муджтахидов, следовавших за имамами четырех мазхабов. И оно тем более будет объяснять положение муджтахидов, следовавших мазхабам, познавших тонкости всех наук иджтихада, и на основе обширного, точного и глубокого знания объяснивших принципы, правила и причины постановлений в школе их имама.

И, между тем, похожим образом дела обстоят с шейхом Ибн Усаймином: если в его книгах или уроках приходит: «это мнение шейх уль-Ислама», — то почти всегда перед этими словами или после них идет: «И это — истина», «и это — правильное мнение», «и это — более сильное мнение».

См. также: шейх Ибн Усаймин о своем таклиде за Ибн Таймией и мухаддисами

И кто считает, что ему можно порочить за это ученых четырех мазхабов, пусть так же относится к имаму Ибн аль-Каййиму и шейху Ибн Усаймину за их приверженность мазхабу имама Ибн Таймии. А кто считает, что нельзя за это порочить имама Ибн аль-Каййима и шейха Ибн Усаймина, пусть так же считает это запрещенным в отношении ученых четырех мазхабов.
_____________________

Источник: https://muntaqa.info/neost2
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh