Не скрою, немного приятно читать книгу, часть персонажей из которой пытались с тобой судиться. Впрочем, безуспешно. Но оставим это на их совести. Ну а чем же ещё начинать заметку о книжке про Березовского, если не историей о судах.
Почти 1000 страниц воспоминаний свидетелей жизненного пути Бориса Абрамовича - от самого начала его карьеры до её заката - мощная заявка со стороны Авена на подведение промежуточных итогов смутного времени. Автор действительно пишет, что, поняв причины первоначального подъёма и дальнейшей трагедии Березовского, можно многое понять о том, как жило наше общество в 90-х и начале нулевых. Однако для меня более важным результатом проделанной работы интервьюера стало даже не это. А формирование картины того, как мы пришли к тому, к чему пришли. То есть - ко дню сегодняшнему.
Вся книга буквально пропитана иносказательными попытками "десижнмейкеров" оправдать себя за поступки и решения, сделанные в те годы. Кто - за предательство, кто - за залоговые аукционы, ну и так далее. Получается слабовато. Разве что Доренко удалось более-менее, правда для этого ему пришлось сравнить себя с блохой. Тоже выход.
Получилось, что под предлогом большого биографического труда об одном видном человеке эпохи свет увидел большой биографический труд об одной видной эпохе в призме коллективного бессознательного. И "бессознательное" тут состоит в том, что, казалось бы, взрослые люди уходят в "несознанку", как только им представилась возможность взглянуть со стороны на себя вчерашних.
Хотя, быть может, что собеседники Авена в книге - люди достойнейшие, просто им задавались неправильные вопросы. В духе Юрия Дудя интервьюер зачастую не к месту и в лоб спрашивает у своих собеседников про бабло. За что, когда и как именно им платил Березовский. Приятно представлять, как в эти моменты собеседники мечтательно закрывают глаза и с наслаждением растворяются в воспоминаниях о том, как ждали своей очереди в приёмной "Логоваза" с другими уважаемыми людьми, как торговались за бюджеты и отстаивали каждую копейку. Правда, такие воспоминания хоть и главенствуют, но всё же не ими одними. Кого-то из собеседников Береза опрокидывал, кого-то наоборот - возвышал, в связи с чем в воспоминаниях можно проследить самый широкий спектр эмоций. Но каждая из них сквозит ностальгией о тех временах.
Благодаря прочтению этой книги становится окончательно понятно, что у нас в стране сложился целый политический класс, который с каждым годом всё меньше скрывает свою любовь к условному 1996 году. Когда каждый из них был молод, а впереди - коридор возможностей размером с бюджет страны. Как собеседники Авена, так и сам автор, кажется, давно догадывались, что ничего круче в их жизни уже не будет. Это как знать дату своей смерти, такая же история.
Это действительно отличная книга, которую стоит прочитать. И она прекрасно справляется с задачей напомнить о той "прекрасной" эпохе и людях, которые олицетворяли её в свои годы. О людях, которые никуда не делись и продолжают тусоваться возле потоков баблоса, периодически жалуясь, что всё у нас в стране плохо, потому что "народ не тот". Эта музыка будет вечной.