Тревел-блогер — профессия мечты для многих молодых людей. Вы путешествуете по миру, наслаждаетесь живописными пейзажами и дорогими отелями. За все платят спонсоры. Но далеко не все задумываются о том, что это еще и тяжелый труд: регулярные публикации или съемки по четкому контент-плану, переписка и переговоры с рекламодателями, работа с сообществом читателей. Hello Blogger поговорил с популярным блогером Александром Беленьким о том, как он развивал свой ЖЖ, пытался вести канал на Ютьюбе и почему пока не готов уехать из Москвы.
— Вы один из самых популярных тревел-блогеров в России, ваш ЖЖ входит в топ-3 среди всех тематик. На создание успешного блога у вас ушло несколько лет. Какими были ваши первые шаги в развитии журнала?
Александр Беленький: Свой блог я завел в далеком 2005 году. У меня не было цели создать проект или продукт. Я просто сделал свой онлайн-дневник, где делился мыслями, впечатлениями, выкладывал фотографии или репостил то, что пишут мои знакомые.
Собственно, «жежешечка» тогда была единственным подобием социальной сети, потому что Фейсбука, Одноклассников, ВКонтакте просто не существовало. Это были дневники, где люди выкладывали какие-то свои жизненные истории.
Параллельно с этим я начал путешествовать по Подмосковью — в выходные дни, на машине. Мне было интересно заглядывать в маленькие городки, куда никто больше не ездит, и лазить по заброшенным усадьбам, церквям. Об этом я писал в свой ЖЖ.
Потом я узнал, что есть в Москве мероприятие для ЖЖ-истов. Оно было с политическим подтекстом, но на самом деле это была просто тусовка активных пользователей ЖЖ Москвы. Называлось это «Политические дебаты», и раз в две недели мы собирались в одном из ресторанов, чтобы послушать, как двое людей спорят между собой на какую-то социально значимую тему. Ведущим этих дебатов был гораздо более известный сегодня Алексей Навальный.
На этих тусовках я стал знакомиться с разными людьми. В том числе познакомился с несколькими фотографами, которые привили мне интерес к профессиональной фотографии. Я стал прислушиваться к тому, как и что они снимают. Начиналось это как раз с фоторепортажей на этих дебатах. А потом мы стали куда-то вместе выбираться — выяснилось, что у нас есть общие интересы — те же самые «заброшки».
С некоторыми из тех ребят из 2005 года я общаюсь до сих пор. И более того, некоторые из них стали руководителями рекламных агентств, государственных организаций. Каждый из нас за эти 13 лет прошел свой путь. ЖЖ нам в этом помогал, кому-то даже помогает до сих пор. Мало кто из тех людей остался в ЖЖ, потому что он превратился в инструмент профессионального блогинга: его сейчас почти не ведут как домашнюю страничку. Но все мы вышли оттуда.
— Как вы продвигали блог? Пользовались ли платной рекламой?
АБ: Поскольку блог для меня не был продуктом, проектом, я его особенно не продвигал. Тогда, в 2005-2007 годах в ЖЖ был эталон успешности блогера и он определялся в тысячах подписчиков. Люди, у которых было больше 1000 друзей, назывались «тысячниками». И это уже было круто. Если у тебя 1000 — это хорошо, если у тебя 3000 — это вообще зашибись.
Мне кажется, у тогдашнего лидера блогосферы Самсона Шоладеми, который был на первом месте в топе, было 3500 друзей. Могу ошибаться, но порядок цифр примерно такой. Это считалось неимоверной крутизной.
Продвижение и целенаправленная деятельность по набору аудитории начались значительно позже. Потому что до 2010 года блог был для меня исключительно хобби. В 2010 году произошел переломный момент, когда я уволился с работы и решил, что я смогу крутиться самостоятельно и что буду зарабатывать на жизнь именно блогом.
— Вы работали фоторедактором в «Ведомостях» с 2007 по 2009 год и заместителем главного редактора BusinessFM с 2008 по 2011. Как удавалось совмещать работу в журналистике с развитием журнала?
АБ: Пока я работал в редакции, блог у меня был занятием второстепенным. Я мог писать несколько раз в месяц или не писать несколько месяцев вообще, и это ровным счетом ни на что не влияло. Поэтому сложностей не было никаких.
Работа только помогала. Например, можно было попасть на какое-то мероприятие, будучи сотрудником СМИ, тогда как про «блогеров» организаторы ничего не слышали. Они не знали даже такого слова и не понимали, кто это и что. А если ты сотрудник издания и у тебя есть пресс-карта, конечно же, ты можешь попасть на концерт и получить какую-то плюшку.
Когда я перестал быть наемным сотрудником в компании, я смог посвятить свое время блогу, не отвлекаясь ни на что другое. Но времена изменились. И нельзя было вести блог из-под палки раз в месяц. Ты либо в обойме, либо нет. Либо постоянно что-то выкладываешь, либо про тебя забывают. Это то, что происходит сейчас практически с любым человеком, который забросит свой блог даже на один-два месяца.
У меня есть знакомый в ЖЖ, который был в топе. Потом он потерял интерес, нашел другую, как ему казалось, более перспективную работу на фоне «умирающего» ЖЖ. Но в результате получилось, что умер только его собственный блог. Он просто потерял нить и уже не смог вернуться. Ему пришлось уходить на другие площадки. Хотя в тот момент, когда он принимал решение заняться чем-то другим, с его журналом все было хорошо. Но совмещать он не мог.
К счастью, у меня такого выбора не было. И сейчас, если бы меня позвали на какую-то очень хорошо оплачиваемую работу, я бы дважды подумал, а стоит ли мне в это ввязываться, когда у меня есть собственный проект, к которому я долго шел и который долго строил.
— Когда к вам стали обращаться за размещением рекламы? Какими были первые заказы?
АБ: Первые года три, пожалуй, ни о каких заработках речи не шло. А потом, когда я уже стал тысячником и начала собираться аудитория вокруг моего журнала, стали приходить и первые клиенты.
Первые заказы были забавными. Предлагали от 50 до 100 долларов, естественно, по курсу тех лет это были немного другие деньги. Это были задачи вроде «прочитай книжку и напиши на нее рецензию». То есть авторы книг, которые имели деньги, вкладывали эти деньги в раскрутку среди ЖЖ-блогеров.
Забавно, что похожая история произошла в прошлом году, когда ко мне пришел человек, написавший книгу, и попросил сделать рекламный обзор. Я долго не мог понять, что это, зачем и как это. Тем более что сумма там была уже совсем не 50 долларов. Но его устроили эти условия, я сделал проект. Надеюсь, что ему это как-то помогло раскрутить свою книгу.
— Вы регулярно путешествуете. Какая часть поездок у вас коммерческая, а какая — для души?
АБ: У меня все поездки для души, даже коммерческие. Даже поездки, куда я еду без какого-то большого удовольствия, чтобы что-то снять для клиента. Я стараюсь найти там максимум интересных мест и выжать из этой поездки все. Могу поехать на какую-то совершенно неинтересную съемку, но потратить лишний день на то, чтобы доехать куда-то, где мне будет круто.
У меня есть принцип, что я не хожу в места, про которые мне было бы неинтересно написать. Блог сегодня — это проект, где есть сетка публикаций на месяц вперед. Но несмотря на это, я не пойду туда, где мне не о чем написать, нечего снимать. Я могу это не написать и не снять, но мои интересы всегда совпадают с тем, что я пишу в блоге. Можно назвать это профессиональной деформацией, но так сложилось, что заброшенные места я люблю, а художественные музеи — не очень. Поэтому все поездки — для души.
— Как вы выбираете новые маршруты?
АБ: По двум критериям. Первый — это когда меня куда-то позвали, и я эту поездку расширяю и делаю, например, из трехдневного пресс-тура — двухнедельное путешествие на автомобиле по стране. Я остаюсь за свой счет и катаюсь.
А второй — бывает какое-то озарение. Если спросить, в какие страны я хотел бы поехать, я назову несколько десятков. Наверное, есть несколько стран — можно посчитать по пальцам одной руки — где я не хотел бы оказаться. А во всех остальных интересно. Но когда именно происходит тот самый переломный момент и когда у меня перещелкивает из «неплохо было бы» во «все, строю маршрут, покупаю билеты и еду», мне сложно сказать.
Например, сейчас я очень серьезно готовлюсь к поездке в Узбекистан, куда мог съездить еще лет десять назад. Но почему-то не съездил. А почему — черт его знает. Я в какой-то момент нахожу статьи, вижу посты других людей. И меня это начинает будоражить — я читаю больше и больше. И все больше хочу увидеть своими глазами. Так получилось с Узбекистаном, и я очень надеюсь, что через месяц я туда отправлюсь.
— Последний ролик на вашем YouTube-канале был полгода назад. Почему вы не развиваете активно видеоблог?
АБ: Я весь прошлый год пытался развивать YouTube, снимал ролики. Купил кучу техники, прочитал несколько книг, изучил основы монтажа и даже нанял девочку-студентку режиссерского факультета, которая монтировала для меня ролики.
Полная версия интервью на медиаплатформе Hello Blogger