В год моего рождения вышла книга Роберта Чалдини "Психология влияния", в которой он сформулировал основные принципы управления поведением людей. Принципы Чалдини стали одной из основ современного маркетинга, а для кого-то - эффективным инструментом манипуляций. В этой книге можно найти много ментальных моделей, например, я уже рассказывал про социальное доказательство и эффект симпатии. Еще одна модель - принцип взаимности. Мы, люди, очень любим справедливость, и поступаем с другими так, как они обходятся с нами. Мы мстим за плохие поступки, но также нам необходимо отвечать добром на добро. Если продавец вручает бесплатный образец, или в ювелирном магазине угощают бокалом шампанского, то неловко уходить без покупки. Когда человек оказывает нам услугу бесплатно, мы хотим отблагодарить его, но на самом деле такой подарок – это "этичная взятка", цена которой уже включена в стоимость товара. Не зря ведь говорят, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Это и называется "принцип взаимн