Новая технология нанесения рисунка на ткань — компьютерная печать (Digital printing или Ink Jet printing) — появилась около двадцати лет назад. Технология, к которой специалисты сначала относились недоверчиво и которая давала 24 погонных метра ткани в час c расплывающимся по краям изображением, за короткий срок превратилась в одну из главных составляющих текстильной индустрии, постепенно и уверенно вытесняющую традиционную ротационную печать.
Печатные устройства нового поколения со скоростью 300 погонных метров в час и цветопередачей, которая при умелом использовании оборудования доведена до абсолютного соответствия исходному файлу любой цветовой сложности, полностью изменили наше отношение к рисунку на ткани и повлияли на все развитие моды.
Именно эта технология дала возможность Dolce&Gabbana более десяти лет назад вывести на подиум смелые принты невероятных красок и фотографической сложности, что повлекло за собой волну подражания и во многом разрушило каноны классического текстильного рисунка. Благодаря этим технологиям появились новые яркие марки, мгновенно получившие известность благодаря узнаваемым принтам, — Mary Katrantzou, Erdem или Clover Canyon.
Компьютерная печать на ткани перестала быть дорогой и стала доступна масс-маркету, на нее давно перешли такие гиганты, как Zara и H&M. Она покорила не только профессионалов, но и частных клиентов сервисом Fabrics on demand (англ. «Ткань по запросу») под слоганом «Ткань без минимума». Все это привело к тому, что профессия текстильного дизайнера стала необыкновенно востребованной и приобрела новые черты. Технологическая доступность текстильного рисунка, скорость его воспроизведения на ткани, высокая частота смены рисунков, использование многожества рисунков в одной коллекции — все это заставило текстильных дизайнеров работать с немыслимой ранее скоростью, выпуская тысячи, а то и десятки тысяч принтов в год. Конкуренция в работе над рисунком привела к появлению многочисленных интернет-ресуров, где принт можно скачать по цене до 15 долларов, и вывела на рынок азиатских текстильных дизайнеров. Четыреста лучших студий Европы, которые из года в год участвуют в парижской текстильной выставке Premiere Vision и среди которых есть и российская компания Solstudio Textile Design, защищая свои позиции, были вынуждены максимально снизить цену рисунка, стать еще креативнее и во многом вернуться от рисования на компьютере к рисунку рукой. При этом время разработки идеи одного паттерна сократилось до 30 минут.
Мощный импульс моды практически изменил понятия о текстильном художнике, полностью введя эту профессию в промышленный дизайн. Чтобы рисунок продавал одежду, разработчик должен владеть суммой знаний, которые прежде не являлись для художника необходимыми. Прежде всего, это умение анализировать окружающий мир, прогнозировать тренды или уметь читать профессиональные прогнозы и превращать их в доступный пониманию целевой аудитории рисунок, ритм, стиль и цвет которого меняется не от сезона к сезону, а в течение недели. Необходимо понимание основных составляющих маркетинга, психологии личности и психологии масс, чтобы создать паттерн, точно отражающий потребности целевой аудитории заказчика. Самое сложное в работе современного художника — он одинаково хорошо должен владеть и рисунком рукой в разных техниках, и компьютерными программами, ориентируясь в них практически с закрытыми глазами. Современное материаловедение, отличие рисунков для разных видов ткани при использовании компьютерной печати, знание конструирования одежды — все эти знания позволяют художникам создавать паттерны, востребованные у всех групп потребителей, от текстильных компаний до производителей одежды.
Благодаря тому, что современный паттерн разрабатывается и наносится не только на ткань, но и на сумки, обувь и другие аксессуары и предметы обихода, специалисты начинают рассматривать эту отрасль не как текстильный дизайн, а как surface design, дизайн поверхности, и некоторые европейские учебные заведения вводят у себя такую новую дисциплину.
В ближайшем будущем мир текстильного дизайна, который вынужденно развивается вслед за изменением технологий оборудования, ждут дальнейшие потрясения. На рынок текстиля выходит новое печатное оборудование, совершившее скачок от 300 погонных метров в час до немыслимых ранее 4500 метров в час, что в свою очередь заставит дизайнеров совершать новые подвиги, осваивать новые программы и придумывать новые технологии разработки рисунков.
Александра Калошина, основатель студии текстильного дизайна Solstudio Textile Design и марки аксессуаров Radical Chic
Журнал «Курьер легкой промышленности» №12-2015