В любых отношениях раньше или позже наступают кризисные времена. Это неизбежно, потому что все люди имеют различный жизненный опыт, взгляды на те или иные вопросы, образование, наклонности, пристрастия и так далее. Когда человек влюблён, он многого не замечает, но важно, пройдя этот этап, не остановиться, а идти дальше, спокойно смотря на близкого тебе человека. Это возможно только если люди «смотрят в одну сторону», как сказал один из ярчайших писателей современности.
Смотреть в одну сторону - это иметь что-то большее, чем общие представления об идеальном супруге, это то, что делает каждого из партнёров лучше, преображает, вдохновляет, направляет, это тот стержень, на котором всё и строится. Вероятно, поэтому многие семейные пары с ностальгией вспоминают период ухаживаний, свадьбу и медовый месяц, а когда проходит эйфория просто живут вместе по привычке, а иногда и вовсе расходятся. В вопросах веры тоже существуют этапы, отношения с Богом, церковная жизнь - это тоже семейность, потому что Церковь, а верующие - «дети Божьи» (Евангелие от Иоанна, 1:12-13). Важно и в этих отношениях иметь твёрдое основание, стержень, - и сегодня как раз тот день, когда верующие вспоминают об этом. В Великий Четверг Страстной Седмицы вспоминается сердце истинной христианской веры - Вечеря Господня - центром которой является Таинство Причастия Телу и Крови Христовой.
...я за то не хвалю, что собираетесь вы не на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, когда вы собираетесь как церковь, я слышу, что есть между вами разделения, и отчасти этому верю. Ибо должна быть между вами и разность мнений, чтобы испытанные обнаружились между вами. Поэтому, если вы и собираетесь вместе, — вы вечерю Господню не вкушаете. Ибо каждый раньше других берет и ест свою собственную вечерю, и кто голоден, а кто пьян. Разве нет у вас домов, чтобы есть и пить? Или церковью Божией пренебрегаете и заставляете стыдиться неимущих? Что скажу вам? Похвалю ли вас? За это не похвалю. Ибо я принял от Господа и передал это вам, что Господь Иисус в ту ночь, когда Его предавали, взял хлеб, и, возблагодарив, преломил и сказал: это есть Мое тело, ломимое за вас. Это делайте в воспоминание о Мне. Также и чашу после вечери, говоря: эта чаша есть новый завет в Моей крови: делайте это всякий раз, как пьёте, в воспоминание о Мне. Ибо всякий раз, как вы едите этот хлеб и пьёте чашу, — вы смерть Господа возвещаете, пока Он не придет. Поэтому, кто ест хлеб и пьёт чашу Господа недостойно, тот будет виновен против тела и крови Господа. Да испытывает человек себя, и так от хлеба да ест и от чаши да пьёт. Ибо едящий и пьющий ест и пьет осуждение себе, если не различает Тела. Поэтому между вами много немощных и больных, и немало умерло. И, если бы мы самих себя судили, мы не были бы судимы; а будучи судимы, наказываемся Господом, чтобы не быть осуждёнными с миром. Поэтому, братья мои, собираясь, чтобы есть, друг друга ждите. Если кто голоден, пусть ест дома, чтобы не собираться вам на осуждение. Прочее устрою, как только приду.
(1-е Послание к Коринфянам 11:17-34)
И в этот центр часто бьёт противник рода человеческого, искажая понимание этого действия, о чём пишет Апостол Павел в Послании к Коринфянам. Неверное отношение к причастию, которое он считает «лучшим», превращает его в «худшее». Используя слово κρείσσων (гр.крЭйссон) - «лучшее» он подчёркивает уникальность этого, например, то же самое слово он употребляет в Послании к Филиппийцам, сравнивая земную жизнь с вечным блаженством с Господом (Флп.1:23). Также это слово он употребляет, говоря о сохранении девственности по сравнению с семейной жизнью (1Кор.7:38), хотя это и не всем дано. Автор Послания к Евреям также использует это слово, сравнивая отпавших от веры в Христа с верно держащимися спасения в Господе (Евр.6:9). Всё это качественно лучшее, как переход на совершенно иной уровень жизни.
Каким же образом величайшее сокровище становится причиной смерти?
Слово «худшее» (гр.ἥττων - гЭттон) очень хорошо отражает состояние человека, неверно относящегося к причастию - он «более слабый, уступает, побеждённый, легко соблазняющийся, поддающийся влиянию, не умеющий совладать с собой, меньший» (словарь Дворецкого значений греческих слов). И причин такому состоянию несколько:
Во-первых, в нём живёт бунтарский дух сепаратизма, разделения, здесь используется слово «схизма», известное по величайшей трагедии Церкви Христовой - Великой Схизме, происшедшей в 1054 году. Человеческая гордость, нежелание примирения, недостаток скромности запустили адский механизм, который через 5 веков создал ещё один ужасающий раскол, после которого количество различных христианских движений выросло до нескольких десятков тысяч. Церковь, которая должна была являть миру пример единства (Ин.17:21) стала примером высокомерия, религиозности и нежелания (а порой и невозможности) договориться с собратьями по вере.
Во-вторых, человек обманывает сам себя, он думает, что участвует в таинстве общения святых, но на самом деле этого не происходит. Человек может быть физически на богослужении, но внутри где-то далеко, потому что у него нет желания ни с кем общаться. Это выражается в лицеприятии и лицемерии, из-за которого многие люди даже не рассматривают возможность стать христианами. Проповедник может рассказывать о любви к ближнему, но никто кроме Бога и самых близких ему людей не знает, что происходит, когда он отходит от кафедры, что он делает втайне, как на самом деле он относится к пастве.
В-третьих, человек отвергает слова Христа, когда не замечает явных указаний на то, что в Причастии человек не просто что-то вспоминает о жертве Христа, а непосредственно принимает Тело и Кровь Его. Павел и евангелисты передают слова Иисуса: «Это есть Тело Моё за вас», «Это есть Кровь Моя нового завета».. То есть, через Таинство причастия человек непосредственно соприкасается с Господом. А если отказывается это признавать, то становится подобным Фоме, которому нужно было прикоснуться к ранам, чтобы уверовать.
Наконец, такой человек рискует быть осуждённым за пренебрежение Телом и Кровью, «не различая Его», рискует принять наказание за подобное отношение в виде болезней и даже смерти. Конечно, не обязательно, что такой человек потеряет спасение, ведь Бог «долготерпелив и многомилостив», но жизнь такого человека может оказаться домом из сена и соломы (1Кор.3:12-17). В конечном счёте можно сказать, что и обгоревшая головёшка в Царстве Небесном лучше прекрасного дерева в озере огненном, но почему бы не сделать что-то большее минимума?
Последние слова в этом тексте «прочее устрою, как только приду» показывают, что все остальные дела могут подождать, но вопрос правильного отношения к Телу и Крови - вопрос жизненно важный и безотлагательный.
Будем же вспоминать ту первую Вечерю Господню, размышляя о том, как Иисус мыл ноги своим ученикам, и относиться к собратьям по вере со смирением и желанием послужить. Будем вспоминать о том, как Господь молился о единстве верующих, как обличал апостолов, выясняющих, кто из них главный, будем помнить о Иуде, который допустил в своё сердце сатану и предал Господа, будем помнить о страданиях Господа в Гефсиманском саду, будем помнить о любви Божьей к нам, выраженной в том, что Он послал Сына, чтобы спасти этот мир. Познавая Христа, будем верно относиться к хлебу и чаше, Теле и Крови Иисуса, чтобы обрести благодать для своевременной помощи.
Познавайте Христа через приобщение Телу и Крови Его!
Автор: Марат Загидуллин
Следующий день (ссылка). Предыдущий (ссылка). Первый день поста (ссылка).
Если статья была Вам полезной, лайк, поделитесь, подписывайтесь.
Популярные статьи: "Гнев Иисуса Христа" (ссылка), "Отче наш" и "Боже мой" (ссылка); "Исполнение пророчеств" (ссылка); "Что делать, когда тебе тяжело?" (ссылка); "Ночи в вечности не будет" (ссылка); "Не введи нас в искушение..." (ссылка); "Удивительный псалом 117" (ссылка).
Заходите на сайт проекта (jcml.ru), в Telegram, на Youtube. Пишите:godword@fex.net. Поддержать (зачем?) можно по реквизитам ниже, через форму, на нашем сайте или здесь.
Реквизиты: (Сбербанк: 4276 8802 2917 1321; PayPal: ссылка для перевода).