Найти тему
ничто не забыто

Беспилотники поневоле.

4 июля 1989 года произошел случай неконтролируемого беспилотного полета советского МИГ-23М. Подобные случаи имели место и ранее как в ВВС СССР, так и НАТО. Но уникальным является количество стран, над которыми он пролетел.

МИГ-23 это многоцелевой истребитель с изменяемой стреловидностью крыла. Он относится к 3-му поколению. Изготавливаться серийно самолет начали в 1972 году. Поставлялся в большое количество стран не только Варшавского Договора , но и в Египет, Ливию, Индию, Йемен, Сирию, КНДР, Вьетнам, Кубу, Ирак. Имеются данные о большом проценте вышедших из строя самолетах по техническим причинам. Самолеты МИГ-23 различных модификаций участвовали в большом количестве воздушных боёв в составе ВВС СССР, Сирии, Египта, Ливии, Ирана , Ирака. Советские ВВС использовали их и как бомбардировщики, кроме того этими самолетами сбивались вражеские вертолеты, БПЛА. В ходе военных действий МИГ-23 сбивали F-4, F-15, F-16. Однако и сбитых мигов тоже немало, но благодаря катапультированию пилоты зачастую спасались. Так в июне 1976 года во время войны в Ливане спаслись катапультированием не менее 8 пилотов сирийских ВВС.

В 80-е годы несколько самолетов (порядка 10шт) МИГ-23 изучались в США на аэродроме Тонопа штат Невада силами 4477-й испытательной авиагруппы. В итоге наряду с положительными характеристиками было указано на плохие устойчивость и управляемость истребителя. В ходе эксплуатации МИГ-23 ВВС СССР (РФ) и других стран (экспортировался в 27 стран) с 1970 по 2016 годы произошло большое количество катастроф (небоевых потерь) по причинам пилотирования и тех. неисправностей.

Основные характеристики МИГ-23:

- взлетная масса (норм/ макс), кг. -15600/20100

- длина/высота/ макс размах крыла, м. – 16,7/5,0/ 14,0

- угол стреловидности крыла (мин/макс), град. – 16/72

- скорость (отрыва/макс), км/час – 280/2500

- практическая дальность, км. – 1450

-практический потолок, м. – 17700

-вооружение – пушка ГШ23Л 1шт, точек подвески ракет 5 шт, авиабомбы до 2000 кг

Итак, возвращаясь к катастрофе 04.07.1989 года, следует отметить следующее. Взлет истребителя МИГ-23М был произведен в 9 час 08 мин по Средне-Европейскому времени с аэродрома Колобжег (Польша). Пилотировал самолёт начальник политотдела 239-й истребительной авиационной дивизии в Северной группе войск полковника ВВС СССР Николай Егорович Скуридин. Он был опытным пилотом, с налётом 1700 часов. Это был тренировочный полет. Истребитель был вооружён боекомплектом в 260 выстрелов к бортовой 23-мм пушке. На 41-й секунде полёта произошло внезапное уменьшение оборотов двигателя, пилот отметил хлопок в левом воздухозаборнике, падение тяги и снижение самолёта. Произошедшее самопроизвольное выключение форсажа Скуридин воспринял как остановку двигателя, сообщил руководителю полётов о своём решении катапультироваться и после получения соответствующей команды произвёл катапультирование. Однако, через 6 секунд после катапультирования двигатель начал набирать обороты. Истребитель прекратил снижение, перешёл в горизонтальный полёт. Полёт осуществлялся на автопилоте, и после восстановления оборотов двигателя самолёт был автоматически переведен в набор высоты и в автоматическом режиме продолжил полёт в западном направлении. Система опознавания «свой-чужой» была включена; самолёт беспрепятственно пролетел над территорией стран Варшавского договора — Польши и ГДР.

В 09:42 беспилотный МиГ-23М, всё ещё находившийся в воздушном пространстве ГДР, был засечён радарами НАТО. Самолёт находился на высоте 12000 метров и летел со скоростью 740 км/ч. Когда он пересёк границу между двумя Германиями, на перехват с авиабазы Сустерберг (Нидерланды) были подняты два истребителя F-15 Eagle 32-й тактической истребительной эскадрильи ВВС США. В 10:05 оба F-15 перехватили нарушителя. Убедив диспетчера в том, что они наблюдают советский истребитель без пилота и с сорванным фонарём кабины, пилоты получили распоряжение сбивать «МиГ» только в крайнем случае. Самолёт летел над густонаселёнными районами и невозможно было предсказать, куда он может упасть с такой большой высоты. В сопровождении обоих F-15 МиГ-23М пролетел над ФРГ, Нидерландами, Бельгией и уже приближался к Франции и городу Лилль. Американские пилоты решили сбить самолёт, если станет ясно, что он сможет достичь Лилля, но этого не потребовалось: как раз в этот момент у него закончилось топливо и он начал плавно терять высоту. В 10:37 истребитель упал на ферму в бельгийской деревне Беллегем неподалёку от Кортрейка. Оба F-15 провели ещё 10-15 минут над местом падения, после чего вернулись на базу с. При падении самолёта на ферму погиб 19-летний бельгиец Вим Деларе.

-2

Бельгия и Нидерланды направили СССР ноты протеста в связи с полётом и катастрофой истребителя, однако благодаря потеплению отношений двух блоков ситуацию удалось разрешить быстро и безболезненно. Николай Скуридин выразил соболезнования семье погибшего. СССР выплатил Бельгии компенсацию за разрушения в размере 685 000 долларов. Советские специалисты были допущены к месту катастрофы. Обломки истребителя вывезли в Советский Союз. Причина отказа двигателя не была установлена, хотя в ходе расследования выяснилось, что он за последний год пять раз был в ремонте.

Полагаю, следует указать на то, что благодаря перестройке и гласности этот случай умалчивать не стали. Тем более что катастрофа произошла за границами СССР. В это время я проходил срочную службу вТуркВО и через несколько дней после происшествия прочел об этом статье газеты «Красная Звезда». Но о том, что это не первый случай в ВВС СССР не сообщалось:

- 11 июня 1964 года и 11 июня 1964 года произошли случаи катапультирования во время учебных полетов на истребителях - перехватчиках СУ-9

-3

В обоих случаях самолеты приземлились самостоятельно с различными степенями повреждений;

- 4 марта 1976 года во время испытаний Як-38 после вертикального взлета летчик автоматически катапультирован на лед реки Волга, самолет набрал высоту 10 тыс. метров, затем упал.

-4

Однако, было бы несправедливым указывать на аналогичные случаи только в ВВС СССР, т.к. В ВВС НАТО так же происходило подобное:

- 2 февраля 1970 года над Монтаной во время тренировочного полёта истребитель-перехватчик Convair F-106 Delta Dart вошёл в плоский штопор. На высоте 4600 метров лётчик катапультировался. В результате изменения центровки оттриммированный на взлёт самолёт на глазах у изумлённых пилотов самостоятельно вышел из штопора, снизился и приземлился на заснеженное кукурузное поле. В процессе обследования самолета выяснилось, что полученные повреждения минимальны.

-5

- 4 мая 1972 года над территорией Дании пилот британского Hawker Siddeley Harrier катапультировался после попадания птицы в воздухозаборник. Самолёт продолжил лететь, вторгся в воздушное пространство ФРГ, был перехвачен немецким F-104 и после 38 минут неуправляемого полёта упал в районе Хюттена.

-6

- 4 июля 1979 года у истребителя Королевских ВВС Великобритании Hawker Hunter Mk.F6 во время полёта над Северным морем заглох двигатель. После катапультирования двигатель неожиданно заработал и самолёт отправился в сторону городка Тинтагель. Над городом двигатель заглох в последний раз, и накренившись на правое крыло, истребитель чудом отвернул от автоцистерны с бензином и вклинился в 3,5-метровый зазор между двумя жилыми домами, повредив лишь три припаркованные машины, оранжерею и бассейн. Самолёт при этом не взорвался и не загорелся. Учитывая то, что это случилось в самый разгар туристического сезона, жертв могло бы быть много.

-7

- 22 октября 1987 года во время испытательного полёта британского истребителя-бомбардировщика BAE Harrier II над графством Уилтшир произошло непреднамеренное катапультирование пилота, который при этом погиб. Неуправляемый самолёт находился в воздухе ещё около полутора часов и упал в Атлантический океан в 250—500 милях юго-западнее побережья Ирландии.

-8

Конечно, авиакатастроф с применением военной техники не во время боевых действий произошло намного большее количество. Вышеуказанные случаи перечислены только по причине нестандартной ситуации продолжения самостоятельного полета самолета без управления пилотом. Возможно, причинами этого стали не только отказы техники, но и человеческий фактор. Но не судите и не судимы будете. Тем более, скорее всего все причины этих авиапроисшествий нам никогда не расскажут.