Для начала хотелось бы внести небольшую ясность: документ известный большинству как пакт Молотова-Риббентропа, на самом деле назывался "Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом". Его подписали 23 августа 1939 года, всего за 8 дней до начала Второй мировой войны.
Многие страны сейчас на основании существования этого договора и секретных протоколов к нему (в которых регламентировался раздел сфер влияния в Европе между Германией и СССР), очень любят обвинять Советский Союз в участии в развязывании Второй мировой войны. И эта позиция в корне неверна. Вот почему:
- СССР первым среди европейских стран предложил создание общеевропейской системы безопасности. Его предложение было проигнорировано.
- СССР предлагал заключить подобный договор о ненападении Великобритании, Франции и даже Польше. Переговоры с разной интенсивностью велись все тридцатые годы. Его предложения были проигнорированы.
- Позиция СССР против раздела Чехословакии была полностью проигнорирована. Произошёл "Мюнхенский сговор". СССР сознательно выдавливали из решения политических вопросов в Европе.
И самое главное. СССР было доподлинно известно, что Чемберлен и Гитлер обсуждали возможность объединения в борьбе с большевизмом. Сталин справедливо считал, что нападения всей Европы Советскому Союзу не пережить. В связи с этим он искал любой временный союз, который поможет развести по разные стороны Германию и Англию с Францией. Попытки встать на одну сторону с англичанами и французами были ими отвергнуты, соответственно выбор был сделан в пользу переговоров с Германией.
То есть, подытожим. СССР сделал всё, что было в его силах, чтобы объединиться с англичанами и французами, но те сами своим руками бросили Союз в объятия Германии, чем обрекли свои страны на огромные жертвы и страдания. Поэтому пресловутый пакт Молотового-Риббентропа - это была вынужденная защитная мера Советского Союза, предназначенная для того, чтобы получить отсрочку в подготовке к войне для перевооружения армии и организации страны к предстоящий войне, которая для советского руководства виделась неизбежной.
Ну и хотелось бы закончить ёмкой цитатой из дневника заместителя министра иностранных дел Великобритании Кадогана:
Премьер-министр (Чемберлен) заявил, что он скорее подаст в отставку, чем подпишет союз с Советами