Майнинг-отели, предлагающие комфортное и безопасное размещение оборудования для майнеров, набирают популярность, в России их количество приближается к двум десяткам. Для «домашнего» майнера, имеющего от нескольких до двух-трех десятков единиц оборудования, часто бывает комфортнее и в перспективе выгоднее разместить свои фермы или «асики» в специально подготовленном для них помещении, чем терпеть их дома или самому разыскивать помещение и проводить все работы. Разумеется, главные критерии выбора такого «отеля» — надежность предоставляющей услуги организации и квалификация обслуживающего персонала.
Российская компания BitCluster одной из первых в России и в мире создала инновационные майнинг-центры, предлагающие размещение оборудования для добычи криптовалют в профессиональных мобильных модулях. Специалисты компании уже успели решить организационные и технические вопросы, собрав по пути все возможные «грабли», и готовы предоставить клиентам действительно качественную услугу.
В марте Bitcluster вошла в состав Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ).
Почему криптовалютный рынок нуждается в майнинг-отелях, каковы перспективы их развития в России и за рубежом, и что мешает плодотворному сотрудничеству российских майнеров с китайскими, корреспонденту Bits.media рассказал сооснователь компании BitCluster Сергей Арестов.
Сергей, как у вас появилась идея заняться майнингом?
Год назад мой приятель рассказал мне, что можно добывать криптовалюту на видеокартах и предложил инвестировать 200 000 рублей в тестовый риг на 6 видеокартах AMD Radeon RX470. При этом он посулил мне невероятную окупаемость всего за 4 месяца. Я согласился попробовать. Купить видеокарты оказалось непросто, потому что поставщики и дистрибьютеры завозили их исключительно для геймеров, они не ожидали, что с прилавков всё разметут майнеры-первопроходцы.
Тем не менее, мы собрали первый риг и установили его в офисе, чему не обрадовались местные жители, так как он постоянно жужжал и грелся. Понаблюдав за процессом некоторое время и просчитав на калькуляторе экономику, я воодушевился и рассказал об этом моему другу и партнеру по бизнесу Виталию Борщенко. Мы приобрели еще 50 видеокарт и комплектующих, посадили техников на сборку. Мы постоянно наблюдали за рынком криптовалюты, мониторили море информации, изучали производителей оборудования. Вскоре к нашему проекту присоединился еще один наш друг Дмитрий Кикин.
Что привело вас на рынок Китая?
Мы не знали, куда нас заведет этот путь, но уже тогда мы поняли, что медлить на этом рынке нельзя! Виталий тут же улетел искать поставщиков в Китай. Там он собрал о них информацию, купил образцы карт и комплектующих и вернулся в Москву. Мы посчитали, что на тот момент самое эффективное решение — собирать фермы на специальных видеокартах для майнинга P106-100. Через 2 недели в Китай полетели мы с Димой. Помню, мы практически жили неделю на китайском рынке электроники SEG, наблюдая, как для нас собирают 37 ферм по 8 видеокарт в серверных корпусах.
Параллельно с покупкой оборудования мы искали и нашли помещение, занимались его проектировкой и ремонтом.
Первые поставки из Китая мы осуществляли доставкой карго. Это такая доставка, когда груз из Китая едет на автомобилях около двух недель, при этом перегружается до 12 раз, в итоге прибывая в Москву на рынок Южные ворота или Садовод. Я называю это крипточелночество.
И вот оборудование прибыло, мы установили его на полках, и оно заработало.
Когда вы почувствовали, что криптовалютный рынок нуждается в майнинг-отелях?
Во-первых, мы столкнулись со сбоями в работе нашего оборудования из-за недостаточной вентиляции помещения или нехватки мощности. Поэтому мы задумались, где нам разместить свои устройства и не нашли подходящего места. Таким образом, мы нашли свободную нишу и начали исследовать рынок. Мы выяснили, что многие люди сначала покупают оборудование для майнинга, и только после этого задумываются о том, где они будут его размещать. Часто человек покупает одно или несколько устройств и воспринимает их как игрушку. Ему любопытно узнать, как это оборудование работает, проверить прошивки, программы. Через несколько недель ферма начинает доставлять дискомфорт, и он начинает искать место за пределами своей квартиры для размещения этого оборудования.
Во-вторых, мы привозили оборудование из Китая, и к нам начали обращаться друзья, друзья друзей, а также их знакомые с просьбой купить им тоже «что-нибудь». Мы понимали, что разместить оборудование в неподготовленном месте невозможно. Поэтому те, кто сегодня покупают асики и риги, завтра будут искать место, где включить их в розетку. Поэтому мы решили создать инфраструктурно-майнинговый проект, в частности colocation или, как уже повелось в народе, «майнинг-отель».
Мы никогда не сомневались в актуальности майнинг-отелей.
Как развивалась история вашего проекта?
На первом этапе мы нашли помещение с подведенной мощностью до 250 кВт, подготовили полки, провели структурированную кабельную систему (СКС), включили первые 50 устройств, но вскоре главной проблемой стал перегрев.
На втором этапе нам пришлось все отключить и оборудовать помещение кондиционерами. Однако этот метод оказался неэффективным. К примеру, ферма на видеокартах потребляет 1 кВт электричества и выделяет тепло, на отвод которого нужно потратить ещё 1 кВт электричества. То есть затрачивается в 2 раза больше энергии, а это основные издержки для майнинга.
На третьем этапе мы поняли, что наиболее эффективный способ избежать перегрева — это теплоотведение. Для этого помещение нужно оборудовать мощной вентиляцией. Мы разместили оборудование для майнинга в специальных морских контейнерах. Это стало нашим последним преобразованием. Их длина — 40 футов (~12 метров), потребляемая мощность — 300 кВт. Каждый контейнер рассчитан на 204 устройства типа Antminer S9. Мы установили контейнеры на расстоянии не менее 5 метров друг от друга, чтобы не мешать воздухообмену.
Вы открыли свой первый майнинг-отель в Ленинградской области. Почему вам пришлось закрыть эту площадку, так и не заработав на полную мощность?
Дело в том, что заключение электролаборатории нашего арендодателя было положительным, а по факту силовые кабели и трансформаторы оказались некачественными. Оборудование выключалось и перезагружалось. Из-за перепадов и скачков напряжения сгорело четыре ASIC-майнера. Мы приняли решение отключить оборудование и вывезти его в другое место.
Мы обзвонили наших клиентов и честно рассказали им о сложившейся ситуации, также мы предложили им забрать оборудование, так как понимали, что новая площадка заработает не ранее, чем через месяц. Да, это был наш провал! Однако я считаю этот опыт самым важным и полезным в этом проекте. Теперь мы подходим к выбору площадок и энергетической инфраструктуры с большой предвзятостью: тщательно проводим электролаборатории и электроаудит, а также проверяем легитимность энергопотребления.
Где сейчас располагаются ваши майнинг-отели?
Сейчас у нас работают две площадки, одна из них находится в Ивановской области, другая — в Саранске. Мы провели больше 40 встреч с арендодателями, ездили на переговоры с ГРЭС, рассматривали покупку законсервированного завода в Хакасии. В итоге мы поняли две вещи.
Во-первых, в Центральном регионе невозможно найти легальное электричество дешевле 3.5 рублей за кВт*ч. Правда, всегда есть сомнительные варианты. Например, установка майнинг-фермы на территории ГРЭС по договорённости с руководством. Они продают энергию по тарифу для собственных нужд ГРЭС. Цена такой энергии до 1.5 руб. Но ГРЭС не может заниматься майнингом для собственных нужд. Этот вариант очень близок к ворованному электричеству, и в любое время могут начаться рейды по таким объектам.
Во-вторых, очень важны локация и логистика. Невероятно сложно транспортировать оборудование в Сибирь и обратно, поэтому мы приняли решение пока оставаться в Центральном регионе. Также для клиентов психологически тяжело, когда их устройства находятся за тысячи километров от них.
Как функционирует ваш майнинг-отель?
Мы начинаем работу с клиентом с проведения консультации: мы узнаем в каких услугах он нуждается, какие у него устройства и где они находятся. Ещё рассказываем клиенту об условиях содержания оборудования в нашем майнинг-отеле. Вообще мы организовываем комплексные решения по майнингу — от покупки оборудования до его обслуживания. Например, бывают клиенты, которые хотят инвестировать в майнинг определенную сумму, но не понимают какой алгоритм или оборудование выбрать. В таких случаях наша задача — ввести его в курс дела, грамотно проконсультировать и подобрать оптимальное решение.
После согласования всех условий клиент привозит к нам своё «железо», и мы подписываем официальный договор. Наконец, наши специалисты помещают оборудование в контейнер и включают его. По желанию клиента мы переключаем оборудование на нужный пул. С конца апреля переключение пулов будет проходить автоматически прямо из личного кабинета.
Что касается криптовалюты — она поступает напрямую в кошелёк клиента, то есть мы не имеем доступа к его средствам.
Кто и как охраняет оборудование?
Наши площадки находятся на закрытой территории, но клиент может к нам приехать, предварительно оформив пропуск.
Территория майнинг-отеля закрыта, потому что он причислен к режимным объектам. В отеле располагаются круглосуточные посты охраны, он оснащён видеонаблюдением, договор на охрану зарегистрирован в полиции. Оборудование попадает в контейнер по описи, поэтому аккредитованные охранные структуры несут за него материальную ответственность. Дополнительно мы устанавливаем круглосуточные посты охраны непосредственно рядом с контейнерами. Также на всех площадках работают круглосуточные IT-посты.
Какие преимущества майнинг-отель даёт клиентам?
Во-первых, размещая оборудование в майнинг-отеле, клиент экономит на электричестве. Например, в Москве один киловатт*час стоит до шести рублей, а в BitCluster — четыре.
Во-вторых, клиента не беспокоит шум майнера. Ведь оборудование работает очень громко и сильно нагревается.
В-третьих, для полноценного функционирования майнинговых устройств нужны высокие мощности. Если человек держит оборудование в своей квартире, то он вряд ли сможет разместить там больше 3-5 устройств.
В-четвертых, клиенту не нужно тратить время и деньги на создание благоприятных условий для хранения и эксплуатации оборудования. Подходящие условия уже созданы в майнинг-отеле, который обеспечен качественным электропитанием, вентиляцией, системой охлаждения и обеспыливания, видеонаблюдением.
Наконец, клиент может получить техническую поддержку круглосуточно в любой день недели. Мы инвестировали большие средства в инфраструктуру, чтобы добиться максимально выгодных условий на обслуживание одного устройства.
Вообще наш бизнес очень схож с классическими дата-центрами. Ведь компаниям гораздо выгоднее разместить сервер в дата-центре, где его гарантированно будут обслуживать 24 часа в сутки, обеспечивать охрану и многое другое, чем, например, держать его в офисе. Также и асики лучше размещать в профессионально подготовленной среде.
Криптовалютный рынок не регулируется законом. Осложняет ли ведение бизнеса отсутсвие правовых норм?
Нет. Сейчас оборудование можно покупать и ввозить в страну официально. Устройства для майнинга получили нотификацию ФСБ, также их внесли в списки таможенных органов. Это большой прогресс. Когда мы начинали майнить, в таможенной декларации не было соответствующей классификации, поэтому мы не понимали, насколько легальна эта деятельность и действовали вслепую.
Какое развитие законодательства будет самым комфортным для вашего бизнеса?
Наша страна всегда обладала и будет обладать энергитическими ресурсами: нефтью, газом, электричеством, атомной энергетикой. Более того, Советский союз оставил нам энергосистему колоссальной мощности: в стране находятся десятки ГЭС и другие энергопроекты. Сейчас существует огромный профицит мощности — сотни, даже тысячи мегаватт. Отдав эту мощность майнерам, государство понятным образом будет получать в бюджет миллиарды рублей. Кроме этого, погодные условия в России идеально подходят для майнинга.
Однако Правительству не следует разрешать проводить криптовалютные операции только в каком-то одном регионе страны. В этом случае блокчейн потеряет свою суть, состоящую в децентрализации. Государству не нужно пытаться централизовать то, что должно быть децентрализованным.
Также я считаю неправильным вводить дополнительные налоги на майнинг, потому что майнер потребляет электричество и тем самым платит государству. Конечно, всегда найдется кто-то, кто вспомнит про налог на прибыль. Но поймите, если мы хотим сделать нашу страну сильной и богатой, то должны обеспечить приток инвестиций. Придут инвестиции — появятся рабочие места, людям начнут платить зарплаты, значит, в бюджет начнут поступать налоги. В результате государство от этого только выиграет. Если же ввести налоги на криптовалюту, то вообще непонятно, как их взимать. Если в стране даже с таксистами вопрос не решен, то с майнерами будет ещё сложнее.
Какая ситуация в России сейчас складывается в отношении майнинг-отелей?
В России, да и в мире в целом, пока нет крупных игроков, поэтому майнинг-отели открывают «пионеры-энтузиасты». Мы себя тоже причисляем к их числу, хотя развитие нашего проекта движется в геометрической прогрессии. К сожалению, в этой сфере сейчас слишком много кустарных решений. Например, люди арендуют гараж, подводят мощности по проводам, не соответствующим сечению кабеля, и открывают майнинг-отель, а позже они начинают сталкиваться с отключениями, запылением, перегревом оборудования и другими неприятностями, которые в первую очередь бьют по клиентам.
Всего в центральном регионе страны работает 18 майнинг-отелей, из них около пяти – относительно крупные. Например, суммарная загруженная мощность наших площадок — 7 МВт, готовая к загрузке — 38 МВт.
Какие перспективы развития хостинга майнеров в России вы видите?
Количество майнинг-отелей в России и в мире будет увеличиваться. Они востребованы, потому что на майнинговое оборудование сейчас высокий спрос.
Во-первых, в страну ввозят много оборудования из Китая. Во-вторых, производители устройств для майнинга загружены. Например, у компании Bitfury заказы расписаны на несколько месяцев вперёд. Есть TSMC — тайваньская компания, занимающаяся заказным производством полупроводниковых изделий, именно она производит львиную долю чипов в мире. Сейчас у компании загружены все 10 фабрик. В-третьих, компания Samsung вышла на рынок майнинга. Они вложили $700 000 000 в линию по производству майнеров на чипах с техпроцессом 7 нм.
Данные факты подсказывают, что наше направление в ближайшее время будет развиваться.
Как происходит развитие майнинг-отелей на Западе?
Россия опережает европейские страны в развитии майнинг-отелей. Развитие в Европе тормозит высокая цена электричества. Но иногда наши западные коллеги обращаются к нам, чтобы мы продали им контейнеры, привезли их и поставили на мощности. Сейчас мы проходим европейскую сертификацию для поставок контейнеров в Германию.
Можно ли привлечь в этот бизнес инвестиции из Китая?
Конечно. У нас огромная электрическая мощность сосредоточена в Иркутской области и Хакасии, поэтому избытки энергии мы сейчас продаем в Китай по бросовым ценам. Так как мы постоянно покупаем оборудование в Китае, то общаемся с местными игроками. Сейчас мы ведем переговоры с нашими китайскими коллегами, которые готовы инвестировать средства в энергосистему для майнинга, а также размещать своё оборудование в России.
Однако им нужны гарантии, что они не потеряют свои средства в нашей стране. Уже были ситуации, когда мошенники из Иркутска обещали китайским коллегам дешевую энергию, а после привоза к ним оборудования забрали его себе. Такие вещи, мягко говоря, негативно сказываются на инвестиционном климате.
Майнинг — совершенно особый вид бизнеса. Тенденции и цены на нем постоянно меняются, приходится быть в тонусе. Рынок меняется так быстро, каждый день приходится реагировать, принимать решения и двигаться вперед. Уверен, что мы в самом начале верного пути.