В 2015 году в научном журнале «Исторические исследования» была опубликована статья известного археолога Елены Александровны Рыбиной «Промыслы в средневековом Новгороде (по археологическим материалам)». В ней автор дает общую характеристику рыболовству, охоте и бортничеству, на основании найденных в ходе раскопок различных предметов, связанных с этими промыслами.
В разделе, посвященному рыболовству, есть изображение достаточно любопытного предмета, который интерпретируется следующим образом: «Иногда обнаруживаются уникальные экземпляры орудий рыбного лова. В 1998 г. в слое XI в. был найден прекрасно обработанный деревянный предмет удлиненной формы с прикрепленным к нему железным крючком (рис. 7: 1). По форме и конструкции деревянная часть отдаленно напоминает металлическую блесну и, возможно, предназначалась для ловли крупной рыбы удочкой».
Лично у меня такая трактовка вызывает большие сомнения, и вот почему. Во-первых, железный предмет все же не является крючком. С ним его роднит лишь наличие бородки. Вот, только, рыба на крючке удерживается, в первую очередь, за счет поддева. Бородка же не дает ей соскочить с крючка пока идет вываживание. Бородка на прямом стержне, даже если каким-то образом и проткнет рыбью пасть, вряд ли удержит добычу.
Во-вторых, рассматриваемый предмет и конструктивно, и функционально, не имеет ничего общего с блесной. Его деревянная составляющая не даст этой «приманке» заглубиться. В настоящее время существуют еще успешно используемые поверхностные приманки типа попперов. Но, использовать его в таком качестве крайне затруднительно. Отсутствие здесь полноценного крючка не позволит рыбе надежно зацепиться и стать добычей рыболова.
Железный стержень на предмете больше всего похож на наконечник остроги. К сожалению, на рисунке нет масштаба, и судит о его размере можно только приблизительно. Скорее всего, стержень совсем небольшой длины, и есть два средневекового наконечника составной остроги подобного размера. Они происходят из археологических раскопок в Старой Ладоге и Пскове.
На нашем предмете стержень с бородкой прикреплен так, что его очень короткая свободная часть не позволит проткнуть рыбу насквозь. Соответственно, шанс поимки будет ничтожным. Да и конструктивно – слишком сложное и замысловатое крепление стержня. И реконструкции средневековых острог, и этнографические материалы подобного не знают.
Вопросы вызывают и наличие двух отверстий в верхней части, и широкой круговой канавки в нижней. Лично мне, к сожалению, не понять их назначение, если рассматривать этот предмет в качестве рыболовной приманки, или снасти типа остроги. Я склоняюсь к мнению, что все это является деталью какого-то специализированного инструмента, предназначение которого пока не ясно. Возможно, в ходе будущих археологических исследований в Великом Новгороде появятся новые данные, которые позволят нам уверенно определить назначение рассмотренной находки.