Не так давно я наткнулась в сети на иллюстрации Алана Кобера к мистической новелле Леона Гарфилда "Призрак мистера Корбетта"; рисунки эти запали в душу и сподвигли на поиск какой-либо дополнительной информации и о самом художнике и о прочих его творениях. Результатами этих поисков хочу я поделиться, благо информации о Кобере в русскоязычном интернете кот наплакал, и это, на мой взгляд, большое упущение.
Упомянутый вначале "Призрак мистера Корбетта" был экранизирован в 1987 году, главную роль там сыграл Пол Скофилд, известный своими шекспировскими персонажами - а еще, например, он сыграл Каренина в телефильме Саймона Лэнгтона, вышедшего за два года до этого.
История, которая разворачивается накануне 1757 года в Англии, полна отсылок к диккенсовской "Рождественской песни", скаредного мистера Скруджа здесь подменяет жестокосердный Корбетт, присутствуют и зловещие призраки, потерянные души, предпраздничные мистерии и чудеса, все как положено.
Алан Кобер известен тем, что, по сути, не столько иллюстрировал произведение, сколько был его графическим комментатором. Его картинки дополняют и интерпретируют, а не следуют за текстом буква в буква. Тут надо понимать, что если для нас это вполне себе привычный прием в книжной графике, то по тем временам он был достаточно революционным.
В нью-йоркском Обществе Иллюстраторов есть Зал Славы, где можно найти страницу Алана Кобера, там сказано следующее:"Алан Кобер принадлежал своему времени, и вместе с тем опередил его. В то время, как большинство художников его поколения оставались верны реализму и романтизму, он выражал себя через экспрессию и сатиру. Если работавшие рядом с ним иллюстраторы опирались в своем творчестве на собственное воображение, он вел репортаж, применяя в своей изобразительной деятельности журналистские навыки".
"Мистер Корбетт" с иллюстрациями Алана Кобера был опубликован в 1968 году - то есть художнику тогда было чуть за тридцать. И к этому моменту он уже выработал свою собственную яркую, оригинальную, очень динамичную манеру письма, которой был верен и дальше, и благодаря которой его работы сложно перепутать с какими бы то ни было еще. Еще немного мистического гротеска:
Кстати, за три года до публикации "Призрака мистера Корбетта" Кобер оформил и саму диккенсовскую "Рождественскую песнь" для Harper Perennial
А вот другая книга с рисунками американского новатора и экспериментатора, "Dark is rising" - "Восход Тьмы". Издание "The Buffalo News" как-то назвало Кобера "Певцом Мрака и Драмы", мне нравится такое определение, удачное на мой взгляд и в данном случае довольно уместное, смотрите сами.
Это еще одна рождественская мистерия - на этот раз история одиннадцатилетнего подростка, узнавшего в день своего рождения, что он обладает дремавшей до сих пор магической силой (привет, Джоан Роулинг!) и является последним из бессмертных воинов, посвятивших свои жизни борьбе с силами Тьмы. И в течение двенадцати предрождественских дней, когда мир медленно и неотвратимо погружается во Тьму, он ищет шесть магических элементов, которые дадут ему необходимое преимущество в финальной битве Добра и Зла.
Книга написана известной писательницей фантастических повестей для детей и подростков Сьюзен Купер; проиллюстрированное Кобером издание вышло в 1972 году, в издательстве Atheneum. В 2007 году история была экранизирована Дэвидом Каннингэмом.
И для ровного счета, расскажу немного о третьей книге Кобера.
Это "Winter's eve" Натальи Бельтинг с иллюстрациями Алана Кобера 1973 года издания.
Несмотря на то, что название книги отсылает к зиме, события в ней происходят в конце сентября, накануне сгущающихся холода и темноты, когда, согласно старинным фольклорным преданиям, к людям выползают все виды злобных и ужасных тварей, и самое время вспомнить все необходимые магические ритуалы и обряды, чтобы защитить себя от этой нечисти.
По сути, вся эта книга представляет собой длинную поэму празднования и отпугивания нечистой силы в тот период времени, когда, согласно британскому фольклору, она проявляет себя особенно явно и неукротимо - то есть с конца сентября до, непосредственно, Ночи всех святых, или, попросту говоря) - Хэллоуина.
For now
Is the time
The spirits go abroad,
Now comes the time of evil,
The dark time of the year,
Winter's Eve.
Наталья Бельтинг, чей текст сопровождают грандиозные мастерские рисунки Кобера, писала детские книги, опираясь на свои обширные знания фольклора и древних обычаев; много лет она преподавала историю в Университете Иллинойса, занималась ученой деятельностью, защитила докторскую степень. Всего она опубликовала 24 детские книги, почти все они являются своего рода увлекательным историческим исследованием мифологических и фольклорных сюжетов, многие из них прекрасно проиллюстрированы - в 1962 году ее "The Sun Is a Golden Earring" с рисунками Бернарды Брайсон получила Калдекоттовскую премию.
Рисунки Алана Кобера привязаны к тексту опосредованно, по сути это самостоятельное графическое послание, где гротескные виртуозные зарисовки, отточенная графика оттенены редкими сполохами акварельной заливки. И неизменное для этого художника море фантазии, задора, движения и мистического, порой жутковатого юмора...
В заключение немного о самом Алане Кобере и чуть-чуть его не только книжных картинок.
Он родился в 1935 году, в Нью-Йорке. Учился в университете Вермонта и в Школе Визуальных Искусств. С шестидесятых годов регулярно публиковал свои работы в ведущих американских изданиях - Нью-Йорк Таймс, Лайф, Ньюсвик, Тайм, Роллинг Стоун и Плейбой, многих других.
Можно назвать его успешным коммерческим иллюстратором, хотя сам он на своей встрече со студентами ответил на это так:
"Когда меня спрашивают, чем я занимаюсь, я отвечаю, что я рисовальщик. Что я рисую? Картинки!
Какие картинки? Что-нибудь интересное или бросающее мне вызов, бывает, что не совсем интересное, а то и, может, самую малость скучное.
«О!, - говорят тогда, - а для кого?». Для себя, для себя и журналов, для себя и галерей, для себя и книг, музеев, рекламы и так далее. Я рисовальщик! «А, - говорят мне, - то есть вы коммерческий художник». Нет, это не так, отвечаю я. Ну может только в тот самый момент, когда забираю свои чеки из почтового ящика, прямо как Пикассо. Во всех остальных случаях я просто художник.
С каких это пор, будучи оплаченным, твой уникальный и неповторимый рисунок, выполненный профессионально, искусно, с экспрессией и чувством называется коммерцией?
Словарь определяет это так:
Коммерческий – выполненный только лишь для продажи. Не думаю, что я специально готовлю что-либо для продажи, так же как и большинство моих коллег".
Кобер совмещал свою художественную деятельность с преподавательской - в течение тридцати лет он преподавал искусство и графику в Государственном Университете Нью-Йорка в Буффало, Университете штата Джорджия и ринглингской школе искусства и дизайна в Сарасоте, штат Флорида.
"Нью-Йорк Таймс" писал об Алане Кобере: "... он входил в небольшую группу американских иллюстраторов, привносящих принципы современного искусства в коммерцию. В своей журнальной иллюстрации он предпочитал реалистичности выразительный и символический рисунок, не столько отражающий содержание текста, сколько дополняющий его собственными интерпретациями".
Кобер делал большое количество эскизов и зарисовок, заполнил графикой не один скетчбук (на самом деле огромное их количество). В 1972 году его рисунки людей, принадлежащих к малозащищенным или маргинальным социальным группам, - заключенных, умственно отсталых, стариков, - были собраны в отдельную книгу под названием «The Forgotten Society» («Забытые обществом») (отпечатано в издательстве Dover Books).
Довольно царапающий стиль рисунков; как по мне, хорошо отражает суть художественного послания...
Умер Алан Кобер в 1998 году от сердечного приступа, купаясь в море, в Сарасоте, штат Флорида.
Материалы для ознакомления:
Страница Алана Кобера в Зале Славы нью-йоркского Общества иллюстраторов
Рисунки к Winter's Eve
Статья на Buffalo News
Еще немного рисунков и информации
Alan E. Cober, Drawing Life
Послание Кобера к студентам
Фотограф Джон Дайс о своей встрече с Кобером
Alan Cober: Stark Portraits from the Forgotten Society
_________________________________
Если вам нравятся истории о книжках-картинках и их создателях, подписывайтесь на наш канал "Картинки и разговоры". А на нашем сайте вы найдете массу полезной информации на эту тему (и мы даже попытались все это как-то систематизировать). А еще у нас есть инстаграм, мы там иногда разыгрываем книги, а в сторис показываем любимые книги из фамильной библиотеки :)
Также вы можете поддержать проект, что поможет нам выпускать больше качественных и интересных материалов.