Текст: Антон Ширяев, Фото: Porsche
Окей, давайте на чистоту: вы и без меня знаете, что это совершенно фантастическая машина. Чтобы понять это, даже не надо читать про её устройство – Porsche уже лет 20 не делает плохих машин, с каждой новинкой задавая новые стандарты в классе. А уж если вы читали нашу статью «5 впечатлений от Porsche Panamera», то наверняка заочно влюблены в автомобиль, как влюбляется любитель искусства в «Джоконду» да Винчи или «Портрет доктора Гаше» Ван Гога, даже ни разу не бывав в Лувре и музее Орсе.
Чтобы не повторяться, я не буду подробно рассказывать про технику или теоретизировать про дизайн. Вкратце лишь напомню, что у новой Panamera фантастически сложный магниево-алюминиево-стальной кузов, фантастически сложный мотор с улитками турбин в развале блока, самая продвинутая подвеска в истории Porsche с трёхкамерными пневмостойками, самый совершенный «робот» на планете с интегрированной в него муфтой подключения передней оси и очень-очень симпатичный дизайн. Но перед тем, как сесть за руль, надо ответить на небанальный вопрос: что такое Panamera?
В показаниях путаются сами маркетологи Porsche. Немцы считают, что их хэтчбек конкурирует с Mercedes-Benz S-Class, Audi A8 и BMW 7-Серии, а в России клиенты часто выбирают между Panamera и... «заряженными» кроссоверами вроде BMW X6M! И столь разное восприятие модели не случайно –у хэтчбека Porsche минимум три лица. С одной стороны, это четырёхдверный спорткар с мощными моторами и отточенной управляемостью, с другой - семейный хэтчбек с большим багажником, и с третьей - машина для езды с персональным водителем, особенно, когда речь шла об удлинённой версии Executive. Так что поговорим о каждой из личностей Panamera по отдельности.
Личность №1: семейный хэтчбек
Любой тест-драйв со стартовой точкой в аэропорту начинается с багажника – чемодан же куда-то положить надо. И это очень кстати, ведь багажник Panamera – предмет особой гордости Porsche. Он стал больше, удобнее, а со сложенными креслами второго ряда в него влезают два велосипеда. Причём влезают без снятия переднего колеса. Я в это, конечно, верю, но, когда сервопривод поднимает пятую дверь, открывая взору багажный отсек, первое впечатление – это разочарование. Ну как в такой огромной машине может быть такой маленький багажник?
На самом деле, не такой уж и маленький: 495 л, что всего на 5 л меньше, чем у Macan. Но Cayenne с его 670 л, конечно, далеко впереди. «Панамеру» подводит высокий пол, который скрывает смонтированные на подрамнике подвеску, задний редуктор и рулевую рейку. Вы же забыли, что Panamera за доплату может быть полноуправляемой? Но в любом случае с большими кроссоверами или универсалами хэтчбеку не тягаться.
Зато за рулём может устроиться человек любого роста и практически любой комплекции: диапазоны регулировок велики, а у опциональных мультиконтурных кресел валики боковой поддержки можно сводить и разводить в широких пределах. Долго привыкать к новой приборной панели, у которой в параде планет циферблатов теперь участвует только одна реальная шкала и четыре виртуальных, не пришлось. Как, впрочем, и лицезреть тот самый парад планет: на правый виртуальный дисплей выводишь карту, на левый – информацию с бортового компьютера.
Стоп! А где музыка? Нет, что прекрасная аудиосистема от Bose, что божественная от Burmester на месте, но почему я не могу вывести информацию о текущей композиции на приборную панель и сёрфить по плейлистам, не снимая руки с руля? Что, просто выбрать следующий трек кнопкой на руле тоже нельзя? Действительно, для выбора следующей композиции нужно лезть в меню мультимедиа-системы! К последней, кстати, вопросов почти нет. У неё прекрасная графика, выдающееся быстродействие, датчики приближения, благодаря которым на дисплее всплывают подменю, стоит только поднести палец.
А вот сенсорная панель, пришедшая на смену триллиону кнопок – повод для критики. К обратной связи сенсоров не придерёшься – панель чуть подаётся вперёд-назад в ответ на нажатие. Но это не отменяет необходимости смотреть на консоль при каждом нажатии на виртуальную кнопку! Сделать это на ощупь, естественно, невозможно. Хуже того, глянцевая панель на солнце превращается в один большой блик –её наклон недостаточен. На гиперкарах 918 Spyder и Carrera GT с их сильно наклонёнными консолями такое оформление бы сработало, но не в Panamera.
Личность №2: членовоз
Конечно, возить членов правительства, парламента или любого органа власти в качестве служебного автомобиля Panamera не может –слишком дорогая и выпускается за рубежом. Но по ощущениям на втором ряду хэтчбек из Цуффенхаузена напоминает советский членовоз вроде… ГАЗ-14 «Чайка». Не торопитесь крутить пальцем у виска или валить всё на кубанские вина. Ведь что такое горьковский лимузин? Это умеренный комфорт без излишеств, присущих лимузинам членов политбюро или арабских шейхов.
В Panamera то же настроение. Даже максимально отодвинув кресло переднего пассажира вперёд, всё равно понимаешь, что это далеко не Maybach и даже не обычный S-Class. Если «поршевцы» и серьёзно говорят о конкуренции с представительскими седанами, то только с их короткими версиями. И дело даже не в просторе на втором ряду – с отодвинутым передним креслом места хватает даже мне с ростом 186 см и даже в короткой Panamera. И не в оснащении –в списке опций для задних пассажиров есть и подогрев, и вентиляция, и массаж, и дисплеи мультимедиа-системы, и четырёхзонный климат-контроль.
Дело в самом ощущении. В представительских седанах ты восседаешь на троне, а в Porsche тебя обнимает спортивное кресло. Просто оно установлено сзади и у него немного откидывается спинка. И в этом нет ничего плохого, ведь валики боковой поддержки можно развести, а плавность хода на зависть многим. Главная причина, по которой немцы применили в подвеске Panamera трёхкамерные пневмобаллоны (такого нет ни у одной другой машины в мире!), –увеличение плавности хода. И им это действительно удалось. Даже на 21-дюймовых дисках Sport Design на дорогах Крымского района Краснодарского края мы не то что не страдали, даже не напрягались.
Ну а на следующий день, когда нам досталась машина на 20-дюймовых колёсах Panamera Design, то... честно говоря, особой разницы я не почувствовал. Возможно, стало чуть мягче, но никаких причин, кроме финансовых, отказывать себе в самых больших дисках, я не вижу. По крайней мере в столицах, Краснодарском крае, Татарстане и других регионах с более-менее приличным асфальтом. Я прекрасно поспал, чуть откинув спинку. Но всё равно, покупатель Panamera, даже сидя сзади, понимает, что отдал деньги прежде всего за то, что она дарит водителю.
Личность №3: спорткар
Увы, если год назад для знакомства с обновлёнными Porsche 911 в российском офисе Porsche выбрали Сочи и легендарный серпантин к Солохаулу, то в этот раз всё обошлось куда более плоскими и менее интересными дорогами в западной части Кубанской земли. Поворотов мало, трафика много, на каждом столбе камера, а под каждым кустом полицейская засада. Но даже в таких условиях Panamera ясно даёт понять, что со сменой поколения сделала шаг в сторону 911 не только в дизайне. Первая Panamera тоже умела произвести впечатление многодверного спорткара, но только в одной версии – GTS.
Младшим версиям, включая «Эску», для этого не хватало динамики, а турбохэтчбекам –настроек шасси. Но всё в прошлом: теперь для полного счастья хватит и 4S. Откровенно говоря, даже покупка Panamera Turbo теперь выглядит несколько бессмысленным занятием. Новый V6 2.9 потрясающе тянет с самого низа. Какой-то ошеломляющей разницы при старте с места не чувствуешь. Да, V8 4.0 на Turbo мощнее на 110 л.с. и моментнее на 220 Нм, но по-настоящему преимущество флагманской Panamera ощущаешь только, когда стрелка преодолевает 150 км/ч (каюсь, нашёл-таки дорожку без камер, полицейских и других машин).
А как они звучат! Опять-таки V6 ни в чём не уступает V8 – оба яростные баритоны, почти лишённые свиста турбин. Последние слышишь только под полным газом на средних оборотах, когда крыльчатки уже крутятся на полную, а коленвал ещё только разгоняется. В песне Panamera доминирует выпуск, основной звук идёт сзади, как будто именно там расположен мотор, как в 718 и 911! Управляемость? Да она, кажется, умеет читать мысли! Реакции на поворот руля мгновенные, машина с фантастической лёгкостью вкручивается в повороты, а под тягой слегка доворачивает.
Руль настолько прозрачен и информативен, что позволяет корректировать траекторию буквально движениями кистей. В какой-то момент ты просто забываешь, что позади ещё второй ряд сидений и багажник. Кажется, что машина короче минимум на полметра! Конечно, это не 911... вернее не 911 последнего поколения 991, но вот с 997 я бы Panamera уже сравнил. Звучит дико, но у Panamera Turbo и у 911 Turbo (997) одинаковое время разгона до 100 км/ч и время на Северной петле Нюрбургринга: 3,6 с и 7 минут 38 секунд соответственно.
Да, в случае с разгоном речь идёт о 911 Turbo до рестайлинга, а время Петле ставил ещё 911 Turbo с мотором 3.6, но всё равно впечатляет. И повторюсь, что теперь разница между 4S и Turbo не столь и велика. Они обе одинаково здорово управляются и невероятно быстры, а вся разница по большому счёту сводится к более богатому базовому оснащению флагманского хэтчбека, да престижному шильдику. Стоит ли это доплаты в 2 500 000 руб.? Большинство из нас однозначно ответит отрицательно, но у людей, готовых отдать за машину 10-15 миллионов, свои причуды. Поэтому больше половины (!) всех проданных и заказанных в России Panamera нового поколения –это версии Turbo.
Несовершенное совершенство
Как и ожидалось, создать автомобиль, который одинаково успешно бы подменял собой кроссовер, представительский седан и спорткар не удалось даже чародеям из Porsche. Panamera подходит для семейных нужд хуже любого сопоставимого по цене кроссовера, а комфорт на втором ряду можно охарактеризовать в лучшем случае, как достаточный. И только спорткар из хэтчбека самый что ни на есть заправский. Тем не менее, несмотря на несовершенство своей тройственности, Panamera –это шедевр.
Потому что нет ни одного известного мне автомобиля с таким совершенным миксом этих трёх ингридиентов. Нет кроссоверов, обеспечивающих такой же комфорт на втором ряду и спортивность. Нет представительских седанов с такой же управляемостью и возможностями грузоперевозок. Нет столь же комфортных и практичных спорткаров. А сделать Panamera ещё универсальнее или комфортнее для задних пассажиров можно, выбрав универсал Sport Turismo, или удлинённый хэтчбек Executive. Жаль только, что пока немцам не хватило смелости на создание универсала с длинной базой – в нём бы микс характеров Panamera был бы оптимальным.