Имена таких ученых, ка Уатт, Фултон, Стефенсон, отец и сын Черепановы, конечно у всех на слуху, но были изобретатели, сегодня почти забытые, которые творили и конструировали, наравне со всеми известными кумирами и гениями. Их работы также определяли развитие техники и науки. О таких забытых изобретателях паровых повозок, мы сегодня и поговорим.
1. Оливер Эванс. Американский изобретатель - Оливер Эванс (Ивенс). Родился в 1755 году в небольшом городке Ньюпорт, штат Делавар, в семье фермеров, но променял сельское хозяйство на ремесло. Совершенно независимо от европейских изобретателей, Эванс ввел в производственную практику паровые машины высокого давления и цилиндрические котлы с внутренней жаровой трубой. В 1804 году по поручению городского управления Филадельфии построил свою знаменитую землечерпалку, которая являлась и пароходом и автомобилем. Паровая машина вращала и колеса, и, в случае необходимости гребной винт. Еще в 1770 году в одном из своих проектов Эванс писал: "Я не сомневаюсь, что мои машины будут гнать суда по реке Миссисипи против течения и двигать экипажи по дорогам на благо страны... Наступит время, когда в паровых экипажах можно будет передвигаться из города в город со скоростью птицы...". Правильность идей Эванса была оценена значительно позже. В постановлении американского парламента он был назван "благодетелем отечества" и "американским Уаттом."
2. Вильям Саймингтон. Уроженец Шотландии, больше известен как создатель первых паровых судов. Тем не менее, он практически одновременно с Эвансом построил небольшую действующую модель паровой повозки. Она была с успехом продемонстрирована в 1784 году профессорам Эдинбурского колледжа. Но затем Саймингтон переключился на пароходы. Что же заставило его отказаться от своего проекта паровой повозки? Ужасное состояние шотландских дорог - вот что. По реке ездить оказалось проще.
3. Вильям Мердох. Этот искусный инженер был первым помощником Уатта. Он в 1784 году построил небольшую трехколесную паровою повозку. Машина имела один цилиндр. Движение поршня передавалось задним колесам при помощи балансира, шатуна и коленчатой оси. переднее колесо служило для изменения направления. Уатт решает, что при тогдашнем уровне техники дальнейшее усовершенствование экипажа невозможно и запрещает Мердоху дальнейшую работу над проектом. Уатт был прав, понадобилось еще 50 лет, чтобы появились первые практически пригодные паровозы и паровые кареты.
4. Мэттью Мюррей. в 1811 году Джон Бленкинсоп - владелец Мидльтонских копий обратился с заказом к известному предпринимателю и инженеру Мэттью Мюррею для постройки паровоза, который бы работал на принадлежащей ему рельсовой дороге. Построенный Мюрреем паровоз имел четыре колеса с гладкими ободами. ведущее колесо располагалось сбоку и на его окружности имелись большие зубцы, которые при вращении колеса зацеплялись за большую зубчатую металлическую рейку, проложенную рядом с рельсами. паровоз был назван именем заказчика "Бленкинсоп". В августе 1812 он совершил первую поездку. При весе 5 тонн он мог развивать скорость около 6 километров в час, везя при этом поезд весом в сто тонн. Паровоз честно нес свою службу боле 20 лет, перевозя уголь в Лидс на расстоянии около 6 км. В 1816 году эти дорогу и паровоз осматривал путешествовавший император Николай I. Возможно это и побудило его отнестись положительно к проекту введения железных дорог в России.