gagonin.ru Общий принцип методики психологической подготовки - это воздействие, как на сознание, так и на подсознание человека с применением возможно большего количества приемов смешанного влияния на промежуточные компоненты управления его действиями и переживаниями.
Очевидно, что беседы, лекции, гетеротренинг, внушенный отдых, гипноз относятся к средствам воспитания или психорегуляции, которые осуществляются извне, т.е. преподавателем (тренером) или психологом.
Аутотренинг по существу является повторением гетеротренинга, которое человек осуществляет самостоятельно и может служить вспомогательным средством к освоению более сложной, но и более эффективной саморегуляции – медитации – методу нетрадиционному для отечественной психопедагогики.
Объемный термин «самовоспитание» по сути своей термин педагогический. Более узким и психологическим понятием является термин «саморегуляция» (частная сторона процесса психорегуляции). Саморегуляция как самостоятельное, без посторонней помощи управление человека самим собой - это одна из важнейших его характеристик, обеспечивающих высокие достижения. Учитывая степень развития саморегуляторных механизмов и, что не менее важно, четкость ориентации человека на их постоянное совершенствование, можно с достаточной степенью вероятности прогнозировать прогресс личности в различных сферах деятельности.
Высшей организацией сознательной саморегуляции психики и деятельности является характер. Только постоянно создавая у себя состояние внимания, человек может стать внимательным, сохраняя оптимизм и бодрость в подавляющем большинстве ситуаций, - стать жизнерадостным, часто преодолевая препятствия/ Находясь в волевом состоянии, - стать волевым, сохраняя спокойствие, уравновешенность и ясность ума в разнообразных жизненных ситуациях, - сформировать самообладание. Следовательно, путь к развитию личности лежит через создание и поддержание соответствующих состояний.
Состояния и отношения человека всегда теснейшим образом взаимосвязаны. Состояния, как частные и ситуативные проявления отношений, определяются несомненно последними. Но, управляя своими состояниями, регулируя их характер и продолжительность, мы постепенно меняем и наши отношения. А система отношений - это характер.
Способы саморегуляции могут быть классифицированы по различным схемам и принципам. Но если учесть, что сознательная саморегуляция - это контроль и изменение содержания и направленности сознания, то самым верным принципом надо признать учет объектов сознания.
Известно, что основной функцией сознания является отражение. В зависимости от того, что оно отражает, на что направлено, на чем сосредоточено, и построена предлагаемая классификация.
При грубом учете объектов сознания их можно выделить в две группы: внешние и внутренние. Внешние- это все многообразие окружающего человека мира, через систему анализаторов проникающее и определяющее сознание в данный момент. Чаще всего это образы: зрительные, слуховые и пр. Сопровождающие их переживания существенно определяют состояния.
Внутренние — это наше «Я». Каждый человек создает концепцию своего «Я», которая всегда тройственна: это «Я» физическое, «Я» духовное и «Я» социальное. Сложные переживания, возникающие в процессе отражения и самоуправления каждой из этих составляющих «Я», есть большая часть процесса саморегуляции.
Отсюда четыре группы способов саморегуляции психических состояний:
1) отключение-переключение. Это контроль и изменение всего того, что человек видит, слышит, обоняет, т. е. того, что определяет чувствования и переживания в процессе восприятия окружающего мира;
2) контроль и регуляция тонуса мимических мышц и скелетной мускулатуры, темпа движений и речи, специальные дыхательные упражнения, разрядка. Это контроль и изменение своего тела, своего физического «Я» (т. е. изменение соматических и вегетативных проявлений эмоций);
3) сюжетные представления и воображения, самовнушения - самоубеждения. Это контроль и изменение образов, представлений, понятий, сопровождающих их переживаний и волевых усилий - всего того, что составляет содержание духовного «Я»;
4) варьирование целеполаганием, предоставление себе права на ошибку; оптимизация реакции на критику; объективное соотнесение задач деятельности и своих возможностей в ней и др. Это контроль и изменение значимости деятельности, ее результатов, ценностных ориентаций, самооценок своих возможностей и достижений, своего социального статуса и т. д., что определяет социальное «Я».
Овладение способами саморегуляции и их использование - процесс практически бесконечный и по числу используемых приемов, и по их сложности. Среди них есть способы настолько простые, что их не нужно осваивать, просто нельзя забывать пользоваться ими в соответствующий момент. Но есть и такие, процесс совершенствования, которых может продолжаться в течение всей жизни человека.
www.gagonin.ru