Найти тему
след истории

Схождение Благодатного Огня – чудо или ловкость рук?

Перед Воскресением Христовым в Кувуклии – внутренней часовне храма Гроба Госроднего – по молитве исключительно православного священника появляется Благодатгый Огонь. Сошествие Огня на Пасху известно почти 2 тысячи лет. Считается, что день, когда он не возгорится, станет последним для человечества.

-2

Для схождения Огня необходимо присутствие трех групп участников, прежде всего, иерусалимского Патриарха. Истории известны два случая, когда огонь не зажигался. Первый был в 1101 году, когда латинский патриарх Арнольд изгнал православных священников из храма.

-3

В 1578 году армянская церковь договорилась с градоначальником Иерусалима о передаче прав на Благодатный Огонь. Православного Патриарха не пустили в Храм, он стоял у закрытых дверей и молился. Внезапно колонна у двери треснула, из нее появился огонь и зажег свечу в руке Патриарха. С тех пор неправославные не пытаются повторить неудачные попытки предшественников.

-4

Обязательно в таинстве схождения Благодатного Огня участвует игумен лавры преподобного Саввы Освященного с монахами. Монастырь находится в 16 км от Иерусалима, недалеко от Мертвого моря. В 614 г. персы убили здесь 14 тысяч иноков. Теперь в монастыре 14 монахов.

-5

Третья группа участников – арабская православная молодежь. Они врываются в Храм с криком, топотом, барабанным боем, распевая песни. В них они славят Христа, Божью Матерь, умоляют ниспослать Огонь. Существует устное свидетельство, что в XX веке английский губернатор пытался запретить дикие пляски, но Огонь не появлялся, а возгорелся, когда арабам разрешили войти в Храм.

-6

В субботу перед Пасхой около 10 часов дня в Храме тушат свечи и лампады. Проверяется наличие огня, вход в Кувуклию опечатывается представителями мэрии, турецкими стражами, израильской полицией. Вскоре Храм начинают все сильнее пронизывать сполохи голубуватого цвета. Около 13 часов Патриарх разоблачается, на нем остается один белый подризник. Его обыскивают, он входит в Храм.

-7

Интенсивность сполохов нарастает, наконец сходит Огонь. Прежде, чем в дверях Кулуквии появляется патриарх с зажженными от Огня свечами, священосцы-скороходы принимают его через оконце и разносят по всему Храму. Огонь не обжигает даже на обычных свечах, купленых у арабских торговцев – в Храме их не продают. С научной точки зрения объяснить эти явления невозможно. Верующие не нуждаются в доказательствах.

-8

Приведем исторические сведения о чуде. Первые упоминания датируются IX веком, в них упоминается паломница IV века Сильвия. Но в них нет прямых указаний на Благодатный Огонь, а говорится о зажигании от лампады и пооддержании огня.

Первая критика чуда исходит от мусульман, но они не противодействуют ритуалу. До XII–XIII века человек не входил в Кувуклию, Огонь возгорался без его присутствия. Разоблачители указывали на хитроумную систему его доставки без людей.

Ибн-ал-Каланиси, который умер в 1162 году, ал-Джаубари (ум. 1242), утверждали, что в вершине купола есть шкатулка, подвешенная на цепи, не видимая никому. От нее к лампадам идет нить, натертая бальзамовым маслом, такие же протянуты между лампадами. Под шкатулкой зажигается свеча, огонь которой расчитан так, что он зажигает масло, которое начинает течь к лампадам, зажигая их. На подобную схему указывал и Муджир-ал-Дина около 1496 года.

-9

Версия вполне правдоподобна. В куполе Кувуклии можно спрятать зажженную свечу, не опасаясь пожара. Рассчитать время ее горения несложно. Спрятать горящую свечу в одной из множества ниш купола не составляет труда, а чтобы обнаружить ее, придется разобрать Храм. Над Гробом подвешены на цепочках десятки лампад, маскировка еще одной цепочки трудностей не вызывает.

Епископ Порфирий Успенский свидетельствует, что в XIX веке Ибрагим Паша настаивал на своем присутствии во вемя схождения Благодатного Огня в Кувуклии вместе с Патриархом. Опасаясь разоблачения, Православная Церковь начала с ним переговоры. Приводился важный аргумент, что император Николай будет недоволен. Паша сдался.

-10

Воспоминания Порфирия были изданы в после его смерти Императорской Академией наук. Святогробское духовенство с тех пор не верит в божественное явление Святого Огня. Но признаться в его рукотворном происхождении – значит сделать переворот в сознании верующих. Благочестивая ложь должна жить.

Относительно необжигающих свойств огня. Химики хорощо знают о холодном огне, которым горят многие эфиры. Горящим эфиром обтирают тело, он перемещается в пространстве, потому что тяжелее воздуха. Все остальное – дело техники. Эфир скоро сгорает, и огонь теряет свои чудесные свойства, начинает обжигать.

-11

Существование чуда до сих пор объясняется высоими доходами, которые получают израильтяне и мусульмане. Широкой публике сведения о рукотворном чуде недоступны. Покойный митрополит Ленинградский Григорий перед богословами говорил, что он знает о легенде Святого Огня. Но не следует трогать святых легенд, а то падет сама вера.