В октябре «Тюменская правда» рассказала читателям о Виталии Петровиче Иванове. Он из деревни Быстрая Голышмановского района. Отставной полковник, кавалер пяти орденов Красной Звезды, двух орденов Славы, Отечественной войны 1 степени и «Знака Почета». Со своим двоюродным братом нас познакомил Виктор Кадочников из поселка Винзили. А поводом для новой встречи с журналистами послужило письмо, которое Виктор Иванович обнаружил в архивах отца – Ивана Константиновича Кадочникова.
Увы, своего имени автор не оставил, а вернее всего, тот, кто излагал на бумаге воспоминания пожилого человека. Однако после прочтения письма Виктор Кадочников не мог отложить его в сторону.
– История нашей семьи связана с Голышмановским районом, с деревнями Быстрая, Скаредная, с селом Голышманово. Думаю, это письмо отец намеревался передать в краеведческий музей, опубликовать в газете, чтобы рассказать о человеке, который поделился с ним воспоминаниями. Но не успел, теперь их обоих уже нет в живых. В память о старшем поколении я должен сделать это. Надеюсь, это откроет новые страницы истории чьих-то семей, ведь перечислено много фамилий, – пояснил свою позицию Виктор Кадочников.
Он узнал из тех воспоминаний, что во время кулацкого мятежа в начале февраля 1920 года среди арестованных в деревне Скаредная коммунистов и комсомольцев был его дедушка – Константин Кадочников. Это письмо для Виктора – связующая нить с его дядями по линии матери (она родилась в Быстрой). Федот, Петр и Павел Ивановы – ее братья. Сам Виктор Кадочников их не знает, а вот Виталий Иванов из Подмосковья – его двоюродный брат, которому на днях исполнилось 88 лет – один из сыновей того Петра. Вот так воспоминания связали воедино судьбы тогда еще чужих людей…
Из написанного мы узнали, что автор строк жил в Голышмановском районе с 1918 по 1928 год, работал кузнецом по ремонту сельхозинвентаря в деревне Крупинина. Спустя многие годы, он так описывает события, очевидцем которых довелось стать:
«В первые месяцы 1918 года в Голышмановской волости были организованы совдепы в каждой деревне, они представляли советскую власть на местах. В июле пришли к нам с востока банды атамана Семенова. Вооруженная борьба шла между семеновцами и малочисленными отрядами Красной Гвардии в основном по линии железной дороги и по большому тракту Ишим-Тюмень. В том же году появились вооруженные отряды мадьяр, они проводили карательные операции против большевиков и сочувствующих. Тогда совдепы были разогнаны. К началу 1919 года к нам пришли колчаковцы.
К сожалению, к тому времени я не так хорошо был знаком с местностью, чтобы рассказать вам о событиях более детально. Не знаю и фамилий бывших руководителей сельских и волостных
совдепов. Но с уверенностью могу сказать, что с приходом армии адмирала Колчака карательные операции против большевиков развернулись с большей силой. Так, в деревне Крупинина был арестован кузнец Савелий Команов, в деревне Глухарево – Енисей Винокуров (их увезли в Ишимскую тюрьму). В августе 1919 года расстрелян карателями в деревне Медведева Федор Ураков. В сентябре того же года в Скаредной арестованы Петр Ураков, Ксенофонт Ерин, Илья Скаредновы, Сергей и кузнец (последнего я не знаю). Они увезены в село Голышманово и расстреляны у моста по старому тракту Ишим-Тюмень. При отступлении колчаковцев один солдат хотел остаться, но был зарублен карателями, похоронен нами в деревне Крупинина.
После изгнания отрядов Колчака в деревнях были восстановлены сельсоветы, в волостях – волисполкомы. В августе 1920 года меня избрали в состав исполкома Голышмановского Волкомтруда, а председателем стал Кузьма Сергеевич Долин. Работая в Волкомтруде, на выходные я уходил в деревню Крупинина к родителям. В ночь с 7 на 8 февраля 1921 года, когда вспыхнуло кулацкое восстание, я как раз находился там. Были арестованы председатель сельсовета Ковалев, братья Ивановы (Федот, Петр и Павел), Никифоров Хабаров, Трифон Ковалев, Марковей Ковалев, Никандр Ковалев, Кузьма Ковалев, Михаил Журомский, комсомольцы Сергей Шадриков и Антон Коволев. Все они были зверски избиты и увезены в село Голышманово. В ночь на 9 февраля и меня арестовали, хотя в то время был беспартийным. Вместе со мной арестовали беспартийных Михаила Ревягина и Филиппа Иванова. В соседней деревне Глухарево в то же время арестованы Григорий Дюков, Абрам и Михаил Глухаревы, Иван и Василий Афанасьевы. Вначале всех отправили в Голышманово, потом – в Аромашево. После двенадцатисуточного ареста меня этапировали в Голышмановскую волость для разбора дела. В первый же день я был освобожден наступающими частями красных.
Бандиты зверствовали и повсеместно. Так, в Скаредной были арестованы более двадцати коммунистов и комсомольцев. Среди них Федор Калашников, его сыновья (Максиму 19 лет, Ивану – 14), Андрей Ураков, Полина Уракова, Иван Скареднов, Марковей Ершов, Григорий Золотарев, Агафья Скареднова, Яков Скареднов, Егор Скареднов, Мирон Смольников, Константин Кадочников, Анастасия Быковченко, Евдокия Нисковских. Вместе с ними арестованы гостившие у родственников секретарь волостного комитета партии Иосиф Мостовец, работник продотряда Станислав Здуньяк и председатель волисполкома Кузьма Сергеевич Долин. В Голышманово арестованы работники волкомпартии Федор Трубин и заведующая ремонтной мастерской Потапова, Савелий Рощинов и другие. Все они отправлены в Аромашево, никто из них не вернулся…».
– Предполагаю, – говорит Виктор Кадочников, – что автор этих строк был другом моего отца, или, судя по возрасту, деда. Не знаю, где они встречались, но отец часто приезжал в Голышманово, он ведь много лет работал здесь. Вернулся с фронта после тяжелого ранения в 1942 году, его избрали председателем сельского совета в Скаредной. Был он директором маслозавода в селе Голышманово, руководил заготконторой. Буду считать свой долг исполненным, если кому-то из ныне живущих письмо неизвестного автора поможет установить связующую нить поколений.
С этим письмом мы познакомили директора Голышмановского краеведческого музея Надежду Скареднову. Вот что она сказала:
– О событиях той поры у нас очень мало материала. – Нынешним летом приходила в музей женщина, интересовалась, кто похоронен в сквере у железнодорожного вокзала в Голышманово. Она называла те же населенные пункты нашего района, некоторые фамилии, что и в предоставленных Виктором Кадочниковым воспоминаниях. Рассказ очевидца событий интересен, легко читается. Он очень важен для современной молодежи, это повод обратиться к истории вековой давности.
Мы будем рады, если у опубликованного сегодня материала будет продолжение.
http://tyum-pravda.ru/obshestvo-main/12225-vremyon-svyazuyuschaya-nit