Политика дело тонкое, международная политика ещё тоньше – мы это постоянно слышим от экспертов и, в принципе, с этим согласны.
Другой постулат из современных реалий – может быть где-то что-то в российской внутренней политике не всё идеально (над этим, естественно, постоянно работают, кому положено), но уж во внешней политике у нас всё о’кей. Опять же, очень хочется согласиться.
Только вот как её оценивали, чем измеряли те, кто уверен в замечательности нашей внешней политики и в отличной работе нашей дипломатии? Критерии-то какие?
Научного подхода к подобным оценкам не найдёшь ни в какой википедии, единственное что можно использовать – оценка видимых, явных результатов.
Что могло бы быть у государства с отличной внешней политикой? Попробуем прикинуть:
- спокойные границы государства. Его соседи – если уж не дружественные, но вполне адекватные, ценящие добрососедские отношения, страны.
- большинство государств прислушиваются к его позиции, уважают её и не позволяют себе огульно поддерживать провокации против него.
- любая страна, любой политик семь раз подумает, прежде чем произнесёт слово против этого государства.
- многочисленные союзники. Многие страны хотели бы войти в союзы, основанные этим государством. Старые союзники гордятся отношениями и всячески укрепляют сотрудничество.
- представители государства занимают руководящие должности в различных международных организациях, в которые оно входит, и реально влияет на их деятельность, добиваясь принятия своих предложений.
Добавьте при желании свои критерии, мы совсем не настаиваем, но вот только у нас не очень получилось оценить внешнюю политику российскую как безукоризненную.
Так мы ж и не судьи, день просто такой. Думаем вот: какого хрена нас, россиян, в лице загранкомандированных чиновников, опять мордой по столу возили в Гааге на специальной сессии ОЗХО?
Там что, всё схвачено было и можно было ожидать, что весь Евросоюз, только что выславший наших дипломатов, горой станет за Россию? Что кто-то будет слушать наши доводы и предложения?
Такое впечатление, что российские стратеги затребовали эту сессию исключительно для внутреннего пользования, чтобы из телевизора нам, россиянам, потом говорить, что, мол, мы не одни, нас поддержали 14 стран, а ещё сколько-то усомнились («мы расцениваем» - цитата) в британской версии.
Показать нам болгарского премьера, который, гордый такой, не выслал наших дипломатов, и умолчать про болгарского же представителя в ОЗХО Крассимира Костова, выступавшего от лица ЕС: «Крайне важно, чтобы Российская Федерация отреагировала на законные вопросы правительства Великобритании, начала сотрудничать с Секретариатом ОЗХО и предоставила полную информацию в ОЗХО о любой программе, имеющей отношение к делу … С другой стороны, вызывает сожаление, что Российская Федерация не отреагировала позитивно на изначальное приглашение Соединенного Королевства предоставить соответствующую информацию. Вместо этого мы стали свидетелями потока инсинуаций, нацеленных, в том числе, на несколько государств-членов Европейского союза …» и прочая байда. И резюме: «…Европейский союз не принимает проект совместного заявления», кстати, подготовленного Россией.
Что, именно на это рассчитывали наши дипломаты и вся представительная делегация в Гааге? Если нет, то на каком основании?
Ну реально, есть вопросы.
Первый из недавнего прошлого. Были инциденты с фальсификацией применения химоружия в Сирии (ну помните – «белые каски» без противогазов в очаге поражения), когда Россия пыталась привлечь ОЗХО к их расследованию. Результат никакой – ОЗХО показала, что не собирается способствовать России в её поиске правды. Что-то с ОЗХО случилось после тех событий, она изменилась?
Второй вопрос: с самого начала дела Скрипаля все, включая Лаврова, говорили, что Британия должна действовать согласно Конвенции о запрещении химического оружия и прописанного в ней протокола – обратиться к России, пытаться совместно расследовать и т.д. Бриты это похерили, нам поставили ультиматум, а потом, сделав что-то, что нам неизвестно, фактически наняли технический секретариат ОЗХО как какую-то частную сыскную контору. А исполнительный комитет ОЗХО, на чьей сессии в Гааге нас только что показательно прокатили, всё это не заметил, съел.
Несмотря на это мы рассчитываем на положительный результат на мероприятии, которое сами заказали, но готовим отнюдь не мы. Странно, не правда ли?
Почему, зная диагноз ОЗХО, мы тупо продолжаем играть с ними по их правилам, а не дисквалифицировали их, как нарушивших собственные правила?
На наш неиспорченный дипломатическими премудростями, но радеющий за честь страны взгляд, мы вообще, в самом начале, должны были поступить по-другому.
Сейчас расскажем:
как только началась эта свистопляска со Скрипалём и клоунесса Мэй разродилась своим ультиматумом, Путину надо было выступить (но не больно официально, типа «дорогие братья и сёстры», а в рабочем порядке, но чтоб в телеке видно было) и сказать примерно следующее – я, мол, спросил наши спецслужбы травили ли они этого Скипаля, они ответили что нет. Я своим генералам верю, в отличие от этой бритской премьерши, а значит вопрос с нашей причастностью закрыт. Но вот то, что бриты позволили великой России всякие ультиматумы ставить, за наглость их и хамство, МИДу немедленно отозвать нашего посла в Лондоне в Москву для консультаций и обеспечить доведение следующей официальной информации до британского правительства: посол их выдворяется из страны, Тереза Мэй с Борисом Джонсоном объявляются персонами нон-грата и мы не хотим иметь с ними никаких дел, а британскому правительству даётся ровно столько времени, сколько они засекли как окончание срока их ультиматума, чтобы они извинились перед Россией за своё хамство. Если, мол, успеют – вернём послов на места и будем разбираться что там у них случилось. Если нет – посольства взаимно закрываются и идут они, в общем, лесом.
Хрен знает точно, чтобы было, если бы события разворачивались именно так. Но кажется, что хуже, чем сейчас не стало бы, а стыдно за страну точно не было б.