Найти тему
невероятно но факт!!!

Операция «Камуфляж»: как американцы заставили исчезнуть свои военные заводы.

Именно на Западе США были сосредоточены основные центры американской авиационной промышленности. Например, главное предприятие компании Lockheed Aircraft Corporation находилось в калифорнийском Бербанке. Неподалеку, в Санта-Барбаре, располагался завод Douglas Aircraft. Производства Boeing размещались в штате Вашингтон в районе Сиэтла. Министерство обороны США, даже трезво оценивая реальность японских бомбардировок, все равно решило не рисковать и защитить в первую очередь эти три компании. Главе Западного оборонительного командования, отвечавшего за тихоокеанские штаты страны, генерал-лейтенанту Джону ДеВитту было дано указание обеспечить безопасность крупнейших авиазаводов от возможных налетов японской авиации.

У ДеВитта был нужный специалист — полковник Джон Омер, служивший на авиабазе Марч в 60 милях от Лос-Анджелеса. Еще в 1940 году, до вступления США во Вторую мировую, он тщательно изучил опыт маскировки британских военных объектов, подвергавшихся атакам люфтваффе, после чего начал забрасывать свое руководство предложениями о превентивной организации подобного камуфляжа. В 1940-м идеи Омера сочли чересчур дорогостоящими, но после катастрофы Перл-Харбора даже прижимистым американским генералам стала очевидна важность такого рода пассивной обороны.

Завод в первоначальном состоянии.
Завод в первоначальном состоянии.

Полковнику обеспечили необходимый уровень финансирования, что позволило в полной мере реализоваться его творческой натуре. Омер обратился за помощью к людям, знавшим толк в мистификации, — главам крупнейших голливудских киностудий. Universal, Paramount, Warner Bros., 20th Century Fox, Metro-Goldwyn-Mayer, Walt Disney согласились предоставить в распоряжение Министерства обороны США своих художников-постановщиков, создателей декораций, плотников — всех тех специалистов, для которых производство иллюзии для фильмов было ежедневной работой. На снимке выше — предприятие Lockheed Aircraft в Бербанке, за время войны выпустившее больше 20 тыс. самолетов. На фотографии ниже — оно же. Омер и голливудские художники заставили огромный завод исчезнуть.

Завод после маскировки.
Завод после маскировки.

На самом деле он, конечно, никуда не делся. Эффект был достигнут комбинацией нескольких приемов. Летное поле, перрон со стоянками самолетов покрасили зеленой краской и украсили разнообразными растениями, от чего эти площадки стали напоминать обычное поле. Предприятие спрятать было сложнее. Над его цехами была растянута сложная система маскировочных сетей и вновь построенных декораций, с помощью которых на месте завода была создана видимость обычной «одноэтажной Америки», типичного пригорода с домами, улицами, деревьями и автомобилями, при этом уличная сеть была аккуратно сопряжена с действительно существовавшим районом, где жили работники Lockheed Aircraft.

-3
-4
-5
-6

«Дома» и «автомобили» делались из дерева, «улицы» рисовались темной краской. Сложнее всего было создать «деревья», «кусты» и прочую флору. Они представляли собой конструкции из проволочного каркаса, которые были украшены обычными птичьими перьями. Перья красились в разные оттенки зеленого и коричневого цветов и давали необходимую объемность, сильно напоминая (особенно с высоты) листья.

Для пущей правдоподобности в «пригородный» пейзаж периодически вносились изменения, создававшие впечатление текущей своим чередом жизни. «Машины» переставлялись, у домов развешивалось и снималось белье, а под всем этим кипел обычный производственный процесс.

-7
-8
-9
-10

Заводом Lockheed Aircraft занимались преимущественно сотрудники, работавшие на студии Уолта Диснея. Специалисты Warner Bros. взялись за предприятие Douglas Aircraft в Санта-Барбаре, достигнув похожего эффекта: к примеру, крупнейший из ангаров завода был закамуфлирован под холм с буколическим сельским пейзажем. В зеленый цвет была покрашена даже взлетно-посадочная полоса, что сделало объект совершенно незаметным. Среди рабочих Douglas Aircraft ходила байка про летчиков, которые не могли найти, где им сажать машину, и вынужденно уходивших на другой аэродром. Конечно, вряд ли это было правдой, но потенциальные японские самолеты подобная маскировка обязательно должна была смутить.

-11

На заводе в Санта-Барбаре было изготовлено около 3 тыс. бомбардировщиков B-17 Flying Fortress, но основным центром производства «Летающих крепостей» стал «родной» завод Boeing в Сиэтле, выпустивший за время войны около 7 тыс. самолетов такого типа. Американские военные строители и ландшафтный дизайнер Джон Стюарт Детли заставили «пропасть» и его.

-12
-13

Новый городской квартал площадью 10,5 гектара был создан из все тех же мешковины, проволоки, перьев и дерева. Высота муляжей домов составляла чуть больше метра, «автомобили» при ближайшем рассмотрении были также лишь намеком на настоящие машины, но с высоты полета потенциального агрессора этого должно было хватить для обмана. «Должно было», потому что все эти чудеса маскировки фактически не пригодились.

-14
-15

В общей сложности полковник Омер и его команда, используя похожие схемы, «спрятали» 31 объект — в основном авиапредприятия и аэродромы, расположенные вблизи береговой линии. И за все годы Второй мировой войны над ними не пролетел ни один японский самолет. После краха у атолла Мидуэй летом 1942 года Великая Японская империя вынуждена была умерить свои аппетиты, отказавшись от захвата Гавайских островов и каких бы то ни было фантастических мечтаний об оккупации континентальной части США. Впрочем, декорации с военных объектов американцы все равно демонтировали лишь после окончательного завершения боевых действий. Пусть выполненная Омером и его командой работа оказалась ненужной, но это был тот самый случай, когда такое развитие событий всех устроило.

-16
-17
-18
-19

Сами же «исчезнувшие» предприятия гордились участием в подобном эксперименте. Как только это позволили военные цензоры, созданный камуфляж немедленно стал объектом интереса фотографов и кинооператоров. В конце концов, иллюзии всегда развлекали людей.