Найти тему

История ленинградского ЛГБТ-сообщества

Существование геев, в отличие от секса, в Советском Союзе открыто признавали. Правда, это признание представителям ЛГБТ-сообщества обходилось боком: их преследовали на законодательном уровне. Согласно статье 121 уголовного кодекса, за «половое сношение мужчины с мужчиной» могли отправить в тюрьму на срок до пяти лет.

Что интересно, о лесбиянках в законе не упоминалось. То ли женской любви отказывали в существовании, то ли на нее смотрели сквозь пальцы. Геям, в отличие от преемственниц Сапфо, не повезло: в 1935-1980-х годах по статье было осуждено около 1000 человек. Количество гомосексуалов в стране от этого не уменьшалось. А город-на-Неве – тот закрепил статус радужной столицы задолго до того, как правозащитные и активистские движения набрали силу.

Где живет любовь

«Здесь знакомятся, ссорятся, мирятся, делятся новостями. Отсюда разносят сплетни одна невероятнее другой. Здесь продают и дарят ночи страсти, любви и порока», - так место встречи ленинградских геев описано в книге Ольги Краузе. Произведение названо в честь известной плешки – Катькиного сада, расположенного между Невским проспектом и Александрийским театром.

Днем возле памятника Екатерине собирались туристы, художники и шахматисты, а по вечерам в этом месте мужчины искал мужчин. «Люди были разного возраста, молодые, старые, общались тепло, презрения к пожилым не было,»- анонимно рассказал один из геев старой закалки в интервью «Собаке». Он поведал, что у плешки был и «филиал» на случай непогоды. Во время холодов гомосексуалы собирались под галереей Перинной линии Гостиного двора или в переходе метро «Невский проспект».

О лесбийских отношениях в советский период известно мало. Как писала квир-исследовательница Франческа Стелла, «связи, в которых одна или обе партнерши были замужем или состояли в гетеросексуальных отношениях, были обычным делом». Брак выступал символом приличия и благополучия, и многие лесбиянки заводили семью сугубо потому, что так было принято.

На защите прав

У ленинградских геев была традиция: собираться в ночь с 7 на 8 марта и открывать весенний сезон. Встречались они все у того же памятника в Катькином саду, символично разрезали голубую ленточку и разбивали бутылку шампанского о постамент. В этих нехитрых повторяющихся действиях угадывается зарождение гомосексуальной культуры со своими правилами и нормами.

Традиция просуществовала до 1987 года, а еще через несколько лет появилась первая организация, занимавшаяся проблемами представителей квир-сообщества. Санкт-Петербургский Правозащитный ЛГБТ-центр «Крылья» был зарегистрирован в октябре 1991 года и существует до сих пор.

В XXI веке перечень действующих организаций существенно увеличился. «Выход», «Альянс гетеросексуалов за равноправие», «ЛГБТ-сеть» оказывают юридическую и психологическую помощь, регулярно организуют акции в поддержку сообщества. В частности, в Петербурге ежегодно проходят фестивали «Бок о бок» и «КвирФест».

Под радужным флагом

Прайд выполняет несколько функций. Это и способ борьбы за права сексуальных меньшинств, и акция в поддержку толерантности, и праздник. В Петербурге гей-парады проходят с 2010 года. Приуроченные к Стоунволлским бунтам (во время них представители ЛГБТ-сообщества оказали сопротивление полиции) акции гордости традиционно организуют летом.

Впервые шествие состоялось во дворе Зимнего сада и на Дворцовой площади. Тогда администрация города отказалась согласовать мероприятие и не раз поступала так в дальнейшем. Вместе с тем именно в Петербурге состоялся первый в России официально разрешенный прайд: было это в 2012 году.

Последний, восьмой, гей-парад запретили под предлогом того, что «город везде перекопан и ЛГБТ-пропаганды нам не надо». Тем не менее, 12 августа этого года активисты провели шествие и митинг на Марсовом поле. Мероприятие закончилась нападением на участников и журналистов и задержанием одной из активисток.

Вместо послесловия

Гомосексуальность исключили из перечня психических заболеваний в 1990 году. МКБ-10, признавшая многообразие сексуальных ориентаций, была принята в России семь лет спустя. А в 2013 появился закон о пропаганде ЛГБТ, к принятию которого приложил руку небезызвестный депутат Виталий Милонов. И если гомофобия – обратная сторона радуги, то Петербург – город на грани свобод и запретов.

Больше об исторических сообществах Петербурга