Найти тему

Театр и радио - моя жизнь

Кузьменко Александр Владимирович – современный уфимский актер. Родился в г. Оренбурге 7 апреля 1966 года. Закончил Чишминскую среднюю школу № 1, УГИИ (театральное отделение). Служил в концертном ансамбле Тихоокеанского флота. Окончил дикторские курсы в институте повышения квалификации работников радио (г. Москва). Заслуженный артист РБ.

- Сколько беседую с теми, кто работает на радио, у каждого своя тропка, по которой он приходит в здание возле памятника Салавату Юлаеву. Было бы любопытно узнать, как это произошло с Вами.

- Я попал на радио случайно. Моя преподавательница в УГИИ Римма Халиловна Лощенкова прямо с урока отправила меня на большой конкурс дикторов. А надо вам сказать, что на нашем радио мужские русские голоса никогда не задерживались больше трех лет. Отчего так происходило – я не знаю. Но это так.

Римма Халиловна, напутствуя, сказала мне, что актеров у нас много, а дикторов всего пять человек на всю республику. Почти тоже, не сговариваясь, сказал и председатель жюри конкурса, когда после третьего тура проводил со мной беседу. В общем, так я пришел на радио. А когда пришел - остался. Было неудобно уходить, потому что в меня поверили. И вот я работаю на радио уже 14 лет.

- Чего больше на радио - творчества или же однообразной рутины технологического процесса?

-Работа на радио прежде всего творческая. Я перечитал огромное количество радиоспектаклей - по Чехову, по Петрушевской, всех авторов не перечислишь. Прочитал стихи всех башкирских поэтов от Мустая Карима до Айдара Хусаинова. Читал, разумеется, и прозу. Для примера назову рассказы Диниса Булякова, которых я выдал в эфир просто в диком количестве.

Радио дало мне очень много. Это та еще школа - Голливуд просто отдыхает. Институт дает азы, но и только. А на радио учишься понимать слово, чувствовать его. Радио учит владеть голосом, там тоже самое, что и в театре, но концентрированно. Так что я считаю, что актер, который может прочитать на радио, он может сыграть на сцене.

У нас одно из старейших в России радио. За ним стоит огромный пласт культуры, которая, не будь его, могла запросто исчезнуть. Кому в Москве нужна наша культура? Без радио был бы вакуум.

- А что дала Вам работа на радио как человеку?

- У нас самый большой творческий коллектив в республике - 715 человек. Народ у нас очень хороший, но, как говорится, бывают всякие ситуации. Работа на радио научила меня элементарно общаться, не приспосабливаться, а именно прислушиваться к людям, уважать их мнение, не теряя своего. Так что теперь я надеюсь, что уже умею работать в коллективе.

Не могу не вспомнить легенду нашего радио Римму Хусаинову, Галимнура Бикбулатова, с которыми я работал и у которых многому научился. Со мной рядом коллеги, дикторы высочайшего уровня Ахат Муртазин, Наиля Галяутдинова.

Только добрые слова у меня для Расимы Каримовой, Лиры Файзуллиной, ветеранов, редакторов выпуска Нурии Рамазановой, Фасахат Гилязовой. Они делали погоду на радио.

- И все же театр вдруг снова заявил о себе…

- В жизни ничего не бывает вдруг. Театр вещь заразная, и мне не давало покоя, что я в зале, а на сцене – мои сверстники работают. Так что было логично – когда я все перечитал на радио, мне захотелось чего-то еще. И меня как–то раз остановил в театре режиссер Искандер Сакаев. Мы поговорили, и в скором времени я стал репетировать в «Графе Нулине». С этим спектаклем мы с треском провалились в Магнитогорске, на региональном фестивале.

И все же, видимо, что-то в нем было, так что нас пригласили в Москву на фестиваль по произведениям Пушкина. Из нашего региона там были только мы. Так что представьте - на сцене корифеи и рядом с ними - мы! Фестиваль шел во МХАТе. В зале - московская публика. Сидят, нога на ногу. А с нами очень много занималась перед тем балетмейстер Ирина Николаевна Филиппова.

И вот мы начали играть. Сперва публика смотрела вяло, потом они спустили ногу с колена, потом уже глаза загорелись. В общем, в конце они кричали «Браво!». Так что в Москве был лучший «Нулин» из тех пятидесяти раз, когда мы его играли.

Я отыграл четыре сезона, играю, помимо «Нулина» в спектаклях «Два письма» и «Мания величия». Сегодня, уже поднабравшись актерского опыта, могу сказать, что годы на радио идут в плюс.

Если бы мне сейчас сказали: «Выбирай что-то одно», это была бы трагедия. Театр и радио дополняют друг друга.

- Когда открылся после реконструкции Молодежный театр, я с ужасом увидел на соседнем доме огромный плакат, на котором очень известные актеры, и в том числе Вы, изображены в самых нелепых позах и с самым диким выражением лица. Как Вы к этому отнеслись?

- Когда я впервые это увидел, я подумал – слава богу, что не с кастрюлькой на голове. Есть у меня такое место в «Мании величия». Но вообще все это сделано правильно. Пешеходы, будущие зрители, останавливаются, смотрят. Это их интригует. Это способ привлечь людей в театр.

- Кроме театра и радио, Вас знают как ведущего важных концертов, фестивалей…

- Сложилось так, что я каждый год езжу на поэтический праздник в Белебей, веду там праздничный концерт. Этот праздник мне дорог не только потому, что близок моей актерской суи, но и потому, что там живут настолько душевные люди, что нельзя не откликнуться на их доброту. Есть вещи необъяснимые, и теперь для меня весна связана с Белебеем. Вот съежу в туда и начинается венса. Так что если и в этом году позовут – поеду обязательно.

Вести концерты – это, конечно, тоже часть актерской работы. Я работал на фестивалях в Учалах, Нефтекамске, Оренбурге. А началось все в 1992 году, когда в Уфе проходил всероссийский конкурс эстрадной песни «Агидель -92». Председателем жюри этого конкурса был Юрий Саульский. Тогда им понадобился ведущий, и на эту роль пригласили меня. Потом стали приглашать и на правительственные концерты, на фестивали.

Но эта работа от меня не зависит. Я диктор радио, это моя основная работа. Если мне предлагают, то я веду концерт, выступаю на телевидении, не предлагают – не выступаю.

- Но Ваш послужной список и этим не ограничивается…

- Случилась большая удача – директором нашего телевидения стал Рамис Давлетбаев. Он прошел на радио и ТВ все ступени, вырос здесь, поэтому он все здесь знает. Потому и обстановка у нас стала демократичней, и возможностей стало больше. Поэтому вот уже несколько лет мы делаем программу «Встречи в радиокафе». К нам приходят известные люди нашего города, звезды российского масштаба. Идет такой свободный треп обо всем на свете. Это дает возможность творчески обогащаться, потому что главное лицо на передаче, конечно, ведущий. Он прежде всего артист, а не журналист. Сейчас много всякого радио, и наша задача зацепить, остановить слушателя. Для этого нужна интрига, а интригу создает ведущий. Так что слушайте нас каждое воскресенье с трех до пяти дня.

- Специалисты ценятся везде. У Вас не было желания уехать, поикать счастья на стороне?

Были такие предложения уехать, но что- то меня держит здесь. Родина есть родина. У нас почему-то больше ценятся те, кто уехал. Это, разумеется, наша гордость, но ведь по большому счету для нас-то они потеряны, потому что никогда не будут здесь работать.

Наш молодежный театр, никого не хочу обидеть, но он мне ближе, при умелом руководстве можно раскрутить до всероссийского уровня. Я думаю, что лучше сделать свой театр знаменитым, чем восхищаться чужими достижениями.

- И, наверное, традиционный вопрос для наших гостей - что Вы делаете в редкие минуты отдыха?

- Люблю ходить по театрам. Уфа у нас город театральный. Люблю поехать в Москву, походить по театрам. Могу заверить, что наши уфимские актеры московским не уступают, а кое в чем и превосходят.

Ну, а если удалось съездить к морю, побродить по пустынному пляжу, считаю, что отпуск удался.