Найти тему
Словодел

Новейшие истребители России заставили США задуматься о реанимации своего забытого палубника

Авторитетный американский журнал The National Interest публикует статью под любопытным заголовком The Navy's Secret Wish: Bring Back the Old F-14 Tomcat from the Dead (Секретное желание ВМФ: вернуть к жизни F-14 Tomcat). Автор статьи аналитик Дэйв Маджумдар уверен, что американский флот, несмотря на распиаренную программу F-35 Joint Strike Fighter, не отказался бы от чего-нибудь подобного старым истребителям F-14. Посмотрим, какие у него основания так утверждать.

Маджумдар отмечает давно известную истину — после развала Советского Союза американские военные стратеги уверовали в то, что теперь равных противников у них на планете нет, а все будущие войны будут сводиться к подавлению ПВО противника с последующими бомбардировками всех мало-мальски значимых объектов.

И надо сказать, у американцев были основания так думать. Операция «Буря в пустыне» показала действенность подобной стратегии. Соответственно, были пересмотрены планы по созданию новых самолетов и по модернизации старых. Теперь США ориентировались на работу по наземным объектам, считая воздушные бои пережитком прошлого.

Все изменилось, когда Россия и Китай принялись работать в стратегии A2/AD, подразумевающей создание зон повышенной опасности для дислоцирования или перемещения сил противника. Маджумдар ссылается на доклад Института Хадсона, согласно которому в мире наметился спрос на самолеты, предназначенные для воздушного боя. Такие машины, как Су-30СМ, Су-35С или J-11 и J-15, а также представители пятого поколения Су-57 и J-20 ставить под вопрос успешность действий основных палубных истребителей США F/A-18 и перспективных F-35C.

Но у Соединенных Штатов был самолет, способный бороться за господство в воздухе. Тяжелый палубный истребитель F-14 Tomcat от фирмы Grumman разрабатывался для отражения ракетных атак на авианосные соединения ВМС США и был единственным американским палубником, способным нести управляемые ракеты «воздух-воздух» большой дальности AIM-54 Phoenix.

-2

Эти ракеты могли уничтожать цели на расстоянии до 150 километров, что в сочетании с мощным радаром позволяло F-14 Tomcat сбивать советские ракеты на значительном удалении от охраняемой эскадры, либо атаковать самолеты противника, не входя в их зону досягаемости.

К тому же F-14 даже сейчас превосходит хваленый F-35 по скорости, тяговооруженности и маневренности, не говоря уже о неспособности последнего нести ракеты AIM-54.

В 1991 году конгресс США отменил закупку свежей партии этих самолетов, а уже имеющиеся машины были модернизированы для использования большего количества вооружений для борьбы с наземными целями. В сентябре 2006 года F-14 были официально сняты с вооружения ВМС США, хотя некоторое их количество продолжает нести службу в Иране.

Как пишет Маджумдар, желание американских военных заполучить универсальную платформу с приоритетной ориентацией на удары по земле сыграло с ними злую шутку. И если для ВВС особых проблем такая программа не сулит, то моряки остро нуждаются машине, способной прикрыть авианосцы от возможных атак со стороны российских и китайских самолетов. И самым простым вариантом для этого, похоже оказывается возобновление производства F-14 Tomcat.

Понравилась статья? Не забудьте нажать лайк, и мы с вами снова встретимся.
А еще у нас есть телеграм-канал "Слово и Дело". Для тех, кто любит покороче и поострей.