Найти в Дзене
Культ Личности

Медицинский джентльмен. Джеймс Барри

Оглавление

Первая женщина хирург, выдававшая себя за мужчину

Всю свою жизнь он работал военным хирургом, зарекомендовав себя одним из лучших специалистов того времени. И только в день его смерти раскрылась тайна, которую Джеймс Барри хранил долгие годы.Тогда многие отказывались верить в вероятность случившегося. И только в 20 веке идентификация его личности была проведена окончательно и доказана документально.

Но как ей удалось провернуть такую аферу и оставаться не раскрытой до самой смерти?

"Заговор"

25 июля 1865 года, в возрасте примерно семидесяти лет в Лондоне скончался заслуженный военный врач, хирург, администратор и медицинский инспектор Джеймс Барри.

Женщины, готовившие тело к похоронам, быстро разнесли весть о том, что покойник оказался женщиной, причем, по - видимому, еще и рожавшей. По словам прислуги, на животе у покойного доктора были растяжки, характерные для переживших беременность.

Разразился большой скандал, к которому чопорная, но падкая на сенсации викторианская пресса отнеслась двояко - некоторые упорно твердили, что это слухи и злобные наветы, другие посмеивались и говорили, что это, дескать, секрет Полишинеля, и в колониях, где Барри провел большую часть профессиональной жизни, этот факт и так был всем известен, но в полном соответствии с британскими традициями никогда открыто не обсуждался.

Так или иначе, но выяснилось, что даже его собственный лечащий врач не знал о биологическом поле своего пациента. В конце XIX века подобная карьера была исключительно мужским уделом, и британская армия, желая замять конфуз, засекретила все документы о Барри на сто лет.

Врача похоронили на лондонском кладбище Кенсал-Грин под его мужским именем, с которым он прожил больше полувека. В свидетельстве о смерти он также записан как мужчина.

В 1950-х к бумагам Барри получила доступ историк Изобель Рэй; она заключила, что Джеймс Барри на самом деле был племянницей одноименного художника и звали ее Маргарет Энн Бакли. В 2008 году это подтвердил и бывший хирург Майкл Дю Приз, посвятивший изучению этой загадочной истории около десяти лет. В числе прочего он обнаружил в архиве художника Барри письма от его племянницы Маргарет Энн Бакли и племянника Джеймса Барри; экспертиза подтвердила, что они были написаны одним человеком.

Эти письма свидетельствуют о том, что девушка смогла "стать мужчиной" благодаря активному содействию своей матери и ее либерально настроенных друзей.

По всей видимости, Маргарет Энн Бакли родилась между 1789 и 1795 годами - в семье зажиточного ирландского лавочника из города Корк. Дю Приз и его соавтор Джереми Дронфилд  утверждают, что около 14 лет Бакли изнасиловал близкий родственник, после чего она родила дочь. Шефство над девушкой взял брат ее матери - ирландский художник и член Королевской академии художеств Джеймс Барри, а после его смерти — сторонник образования для женщин и покровитель искусств, 11-й граф Бьюкен.

Также исследователи говорят, что идею получить образование и делать карьеру под видом мужчины поддерживала мать. В 1809 году участники "заговора" - дядя и мать - организовали поездку матери и дочери в Эдинбург. Маргарет выдала себя за племянника художника и поступила на медицинский факультет, куда принимали только мужчин.

Так начинается официальная биография военного хирурга Джеймса Барри.

"Невероятный феномен"

При поступлении Маргарет Бакли скостила себе несколько лет, чтобы объяснить свой не слишком мужественный  вид и отсутствие щетины на лице. Итак многие подозревали неладное, но списывали это на возраст: когда Барри оканчивал университет, ходили слухи, что ему всего двенадцать.

Такая же проблема возникла, когда молодой доктор решил поступить на воинскую службу в должности ассистента хирурга - командующий его частью предположил, что он еще мальчик. В обоих случаях помогло вмешательство графа Бьюкена.

Граф де Лас-Касас, наполеоновский секретарь на острове Святой Елены, в записи от 20 января 1817 года сообщает, что к его заболевшему сыну приходил "медицинский джентльмен":

"Мальчик лет восемнадцати, видом, манерами и голосом похожий на женщину. Про этого доктора Барри мне сказали, что он невероятный феномен. Якобы он получил диплом в тринадцать лет, после строжайших экзаменов, и в Кейптауне прославился как превосходный лекарь".

О жизни девушки по данным ей с рождения именем, известно не так много, но биографы упоминают один эпизод - в 18 лет Бакли заявила брату, что если б не ее пол, она поступила бы  в солдаты.
О жизни девушки по данным ей с рождения именем, известно не так много, но биографы упоминают один эпизод - в 18 лет Бакли заявила брату, что если б не ее пол, она поступила бы в солдаты.

Окончив обучение в 1812 году, Джеймс Барри стал военным медиком и достиг вершин карьеры, дослужившись до должности генерального инспектора военных госпиталей. Он оставил след в истории медицины как инициатор решительных реформ военных госпиталей, создатель больниц для коренного населения колоний и борец с эпидемиями. Джеймс Барри стал первым британским хирургом, успешно выполнившим операцию кесарева сечения, сохранив жизни матери и ребенка.

Новая личность позволила Бакли сделать блестящую карьеру в британских колониях — в Южной Африке , на Мальте, Корфу и, в конце жизни, в Канаде. Его служба в Капской колонии, правда, осложнилась неоднозначной историей - хирурга заподозрили в гомосексуальных  отношениях с местным губернатором, лордом Чарльзом Сомерсетом, из-за чего Барри пришлось на год уехать из страны. Вероятно, у них действительно был роман и Сомерсет знал о настоящей половой принадлежности Барри. Сам хирург позже отзывался о нем как о своем единственном настоящем друге.

Всего через восемнадцать лет после начала военной службы Барри занял высшую медицинскую должность в британской армии. Он считал ключевым аспектом лечения строгую гигиену, качественное питание и хороший уход (революционная идея по тогдашним временам).

Во время Крымской войны Барри устроил страшный разнос знаменитой Флоренс Найтингейл - за то, что из-за скверных условий раненые у нее в госпитале мерли как мухи.

Найтингейл была страшно оскорблена таким ungentlemanly behavior, хоть впоследствии и признала, что после исполнения требований начальника смертность резко сократилась. И лишь век спустя "неджентльменство" генерал-инспектора раскрылось в новом свете: первая женщина - врач учила профессии первую медсестру.

Несмотря на все его профессиональные достижения, у своих современников хирург почему-то не пользовался большой популярностью. Многие жаловались на его склочный и раздражительный характер и приходили в ужас от его рассуждений, находившихся на грани моральных устоев того времени. Неприятное впечатление на окружающих производила его неказистая внешность, щуплая фигура, слишком высокий голос и странная манера поведения.

Надо сказать, что характер у Джеймса Барри действительно был отвратительный. Доктор хорошо обращался только с больными, а здоровым, в том числе начальникам, дерзил и грубил. Ужасно оскорблялся, если кому-то из офицеров его голос или лицо казались бабьими. Неоднократно дрался из-за этого на дуэли (хорошо стрелял и фехтовал).

Раздражительного и эксцентричного доктора во всех странствиях сопровождали чернокожий слуга Джон и собака. Собаки, естественно, сменялись, но звали их одинаково: Psyche.
Раздражительного и эксцентричного доктора во всех странствиях сопровождали чернокожий слуга Джон и собака. Собаки, естественно, сменялись, но звали их одинаково: Psyche.

Многие отмечали его особое внимание к обездоленным: рабам, заключенным и людям с заболеваниями психики. Возможно, неслучайно Барри провел и одну из первых успешных операций кесарева сечения. Благодаря ей выжили и мать, и ребенок, которого назвали в честь доктора, а имя потом передавали по наследству нескольким поколениям.

Во время профессионального спора он мог запустить склянкой в стену, как минимум один раз дрался на дуэли и носил непомерно большую саблю. Историки предполагают, что таким образом Маргарет Бакли стремилась компенсировать недостаток мужественности во внешности и поддерживать миф о себе, а также держала людей на расстоянии (вероятно и потому, что женщины находили Джеймса Барри неотразимым). 

Однажды, со всеми рассорившись, самовольно покинул место службы в колониях и вернулся в Лондон, а когда в министерстве пригрозили судом, заявил, что приехал подстричься.

За один из подобных фокусов Барри был разжалован из генерал-инспекторов в штаб-лекари (это примерно как из генерал-полковника в полковника), но службы не оставил и, что уж совсем удивительно, вскарабкался по карьерной лестнице на самую верхнюю ступеньку во второй раз.

В 1857 году его отправили на пенсию из-за проблем со здоровьем и возраста, он вернулся в Лондон и умер спустя семь лет от дизентерии.

После смерти и разоблачения Барри в газете "The Manchester Guardian" (в середине ХХ века ставшей "The Guardian") писали:

"Невероятно, но факт: женщина на протяжении 40 лет была офицером британской армии, участвовала в дуэли и не раз бросала подобный вызов, имела официальное медицинское образование и диплом, а также добилась известности как оперирующий хирург!"

Таким образом Маргарет Энн Бакли стала первой женщиной - военным хирургом. При этом ее считали первоклассным специалистом, справлявшимся даже с теми тяжелыми случаями, в которых ее коллеги - мужчины были бессильны
Таким образом Маргарет Энн Бакли стала первой женщиной - военным хирургом. При этом ее считали первоклассным специалистом, справлявшимся даже с теми тяжелыми случаями, в которых ее коллеги - мужчины были бессильны

Эта история родила множество дискуссий в среде ученых-историков.

Одни оспаривали возможность такой авантюры, другие приводили аргументы в пользу ее вероятности. Тайна доктора Барри привлекла и писателей, и режиссеров. Об этой неординарной женщине писали романы и снимали фильмы. Интерес к ней не ослабевает и по сей день...

Прошлое в настоящем.

Подписывайся на канал Телеграм Культ Личности