Текст: Антон Ширяев и Сергей Удачин; Фото: Павел Корольков
Skoda Yeti дебютировала в 2009 году вслед за старшим братом Volkswagen Tiguan, на базе которого была построена. В России с самого начала продавались Yeti, собранные по контракту в Нижнем Новгороде на «ГАЗе», что позволяло держать цены на приемлемом уровне. Но большую часть своей конвейерной жизни Skoda уступала Volkswagen, который был крупнее и богаче оснащён, а стоил не настолько и дорого. В 2013 году Yeti обновили – список опций расширился, весёлую переднюю оптику с круглыми секциями сменила строгая прямоугольная, а гамму пополнила версия с полностью крашеным пластиковым обвесом.
Кроссовер же с чёрным пластиком выделили в версию Outdoor. В России последние годы Yeti был доступен с тремя моторами: атмосферником 1.6 MPI, а также турбодвигателями 1.4 TSI и 1.8 TSI. С полным приводом предлагался исключительно последний. Все три мотора агрегатировались как с механическими, так и с автоматизирированными коробками. Для базового двигателя это был классический автомат, а для турбированных –«робот» DSG.
Причём на переднеприводных машинах использовался 7-ступенчатый«робот» с сухими сцеплениями, а на полноприводных – 6-ступенчатый с мокрыми. Первый рассчитан на максимальные 250 Нм момента, а второй – на 350 Нм. У нас на тесте побывал кроссовер 1.8 TSI 4x4 с DSG в достаточно богатой комплектации Style. Такие машины стоят от 1 469 000 руб.
Мнение Ширяева: удобный старикан
Редко бывает, чтобы дизайнерский автомобиль не растерял своей привлекательности со временем. Yeti не растерял. За те недели, что я провёл со «снежным человеком», я часто разглядывал его в деталях – прощаемся, как-никак. Визуально сливающиеся со стёклами чёрные передняя и задняя стойки, соединяющий их мост рейлингов, визуально выделенный плавник центральной стойки, плоская крыша, клюв капота, – кроссовер Skoda весь соткан из ярких деталей! Даже удивительно, как Йозеф Кабань смог перешить этот прикид стиляги в строгий костюм клерка. Если не приглядываться –очередная коробка с одним из лейблов империи VAG.
Тот же Karoq, что уже спешит на смену Yeti, выглядит куда ярче, но при ближайшем рассмотрении оказывается банальщиной. Но салон, увы, выдаёт возраст «снежного человека». Как же тут уныло! Кажется, что название книги «50 оттенков серого» родилось после поездки в кроссовере Skoda. Такая внешность просит ярких акцентов, чего-то в стиле Suzuki Vitara или, прости господи, Nissan Juke. Но Skoda ведь ориентирована на более взрослую и спокойную клиентуру, какое уж тут веселье. А ещё понимаешь, как же далеко шагнул прогресс в создании автомобильных интерьеров.
В 2009 году, когда дебютировал Yeti, журналисты называли его эргономику образцовой, а сейчас мне остаётся только вскидывать брови от отлогого руля, приливы на ободе которого перекрывают часть приборов. Конечно, отчасти проблема лечится, если приподнять кресло, но ведь в более современных конкурентах я могу и сидеть низко, и руль поставить вертикально, и приборы видеть. А почему нужно держать кнопку запуска мотора всё время, что работает стартёр? А кто додумался разместить саму эту кнопку на месте замка зажигания, так что искать её нужно вслепую?
И как ручками управления климат-контролем со сверхчастым ходом с первого раза увеличить температуру на градус? Лично у меня на всех машинах старой гольф-платформы (PQ35) с управлением климатом были проблемы. Конечно, до уровня современных машин VAG старенькому кроссоверу далеко. Да и для семейных нужд Skoda подходит похуже, чем многие конкуренты –багажник откровенно маленький, да и на втором ряду не особо просторно. Но так я думал ровно до того момента, пока не сложил... спинку правого переднего сиденья. Ведь для перевозки длинномеров с Yeti может сравниться только соплатформенный Tiguan.
Благодаря этой опции мы возили в Skoda горный велосипед, не снимая переднее колесо, а также... ёлки. Да-да, необходимость несколько озеленить участок заставила превратить Yeti в некое подобие лесовоза. Деревья длинной 2 метра 40 см помещаются без проблем. После грузовых чудес старичок несколько растопил моё сердце. У него хватает и положительных черт. Сиденья удобные, а подлокотники позволяют принять расслабленную позу, не снимая рук с руля. Для мелочей предусмотрена масса отсеков и ёмкостей, а крыша позволяет зимой не снимать даже высокую шапку.
В движении позитива тоже хватает. Руль и педали настроены образцово, Yeti приятно управлять и на магистрали, и на извилистой дорожке. Тяги турбомотора 1.8 TSI хватает всегда и везде, а тормоза эффективно замедляют машину на любом покрытии. Но и на ходу без грехов не обошлось. Чешский кроссовер очень шумный на высоких скоростях –голос приходится повышать уже на 100 км/ч. А подвеска, увы, совсем не любит плохих дорог. Особенно трудно Yeti даются подбросы –на них подвеска отвечает глухими ударами.
В окрестностях городка Дорогобуж, рядом с которым расположена трасса «Смоленское кольцо», местами приходилось буквально красться. И на всё это можно было бы закрыть глаза, если б не высокая цена. Наша машина стоит более 1 600 000 руб. –за эти деньги можно купить 150-сильный KIA Sportage с автоматом. А ведь корейский кроссовер заметно крупнее и просторнее. Но ещё более разумной покупкой мне видится двух-трёхлетний Volkswagen Tiguan с 2.0-литровым турбомотором и автоматом. Он построен на той же платформе, что и Yeti, но просторнее, а его гидромеханическая трансмиссия надёжнее «робота» DSG.
Мнение Удачина: старики-разбойники и остатки сладки
Покупку нового автомобиля накануне прекращения его производства или в преддверии смены поколений кто-то назовёт ретроградством и неразумной тратой денег. А кто-то, наоборот, скажет, что это отличное приобретение излеченной от «детских болезней» и хорошо известной в сервис-центрах модели. К тому же более доступной, чем её преемник. Взяв на длительный тест кроссовер Skoda Yeti, место которого в линейке чешской марки уже скоро должен занять новый паркетник Karoq, решено было выяснить, чью сторону в этом вопросе примет редакция Am.ru.
Для многих автолюбителей нынешние «Шкоды» – это заманчивое сочетание «фольксвагеновского» качества по приемлемой цене, до мелочей продуманной эргономики интерьера, а также весьма привлекательного благодаря недавно перешедшему в BMW Йозефу Кабану дизайна. И практически с каждым из этих пунктов у компактного чешского кроссовера всё в порядке! Пускай Yeti производят уже 8 лет, а его ныне продаваемый вариант обновился аж 4 года назад, консервативно выглядящая модель не спешит морально устаревать. А поклонники продукции концерна Volkswagen вполне могут назвать её красивой и даже современной.
Внутри нашего топового полноприводного Yeti 1.8 в версии Outdoor, с оформленными во внедорожном стиле бамперами, вполне качественные пластик и кожаная отделка мультируля и ручника. На сиденьях – практичная чёрная тканевая обивка с незатейливым рисунком, вместо которой я бы лучше заказал комбинацию из натуральной и искусственной кожи. Правда, пришлось бы переплатить за это около 80 тысяч рублей. А ещё в нашем Yeti установлены опциональные передние и задние парктроники, которые за 12 200 рублей можно дополнить камерой заднего вида. Есть классно звучащая аудиосистема Bolero с Bluetooth, навигацией и 8-динамиками – по два в каждой двери.
Интерьер Yeti в лучших традициях «Шкоды» продуман до мелочей и напичкан разными полезностями. Например, даже невидимая тыльная сторона внутренних ручек открывания дверей покрыта прорезиненным материалом, чтобы за них было удобно браться. Заднее сиденье можно двигать по частям вперёд-назад, а угол наклона всех трёх секций его спинки – регулировать по отдельности. Что уж говорить о багажнике с нишами по бокам, специальными рейлингами и подвесными крючками на них для сумок. И конечно же фирменный съёмный светодиодный фонарик на магните, встроенный в обивку! А ещё складной зонтик под сиденьем пассажира. Куда без них?
Но есть, конечно, в эргономике и огрехи, которые за 8 лет можно было бы исправить. К примеру, в маленькие подстаканники встанет далеко не каждая бутылка и тем более банка с напитком. Кнопка центрального замка расположена не на водительской двери вместе с органами управления стеклоподъёмниками и не на передней панели. Она примостилась на центральном тоннеле возле подстаканников. Также пара удобных открывающихся ниш в тыльной стороне центрального подлокотника – в ногах задних пассажиров – то и дело распахиваются сами собой, если их ненароком задеть.
Skoda Yeti отлично управляется и предсказуемо ведёт себя на дороге. Выверенным усилием на руле кроссовер напомнил мне мой рестайлинговый Tiguan. У «чеха» оптимальные для асфальта и быстрой езды настройки подвески. Она несколько жестковата и менее комфортна, чем у «Тигуана». При этом ходовая неплохо поглощает мелкие неровности дорожного полотна. А вот крупные преодолевает болезненно, с пинком под зад водителю и пассажирам. Например, на «лежачих полицейских», которые кроссовер проходит с подбрасыванием всех и вся в салоне.
Топовый 152-сильный бензиновый турбомотор 1.8 TSI, известный по Octavia и Superb, на нашем Yeti весьма хорош. Он резв и тяговит, позволяет быстро стартовать со светофора, совершать безопасные обгоны. Он отлично сочетается с 6-ступенчатой «мокрой» DSG, которая хоть и редко, но всё же призадумывается, а также мешкает с переключениями передач. Плохо только, что «турбочетвёрка» в сочетании с полноприводной трансмиссией чересчур прожорлива. За время теста мне редко удавалось приблизить расход к 10 л/100 км. Чаще он колебался в диапазоне от 12 до 15 л/100 км. А в пробках доходил и до 17 л/100 км. Многовато!
Выходит, что Yeti даже на исходе своего жизненного цикла и на фоне заполонивших рынок новых компактных паркетников – всё ещё интересный вариант для города и ближайшего пригорода? И да и нет! Всё дело в том, что этот кроссовер действительно не плох. Но в таком топовом варианте с полным приводом я бы не стал его покупать. Во-первых, он чересчур прожорлив. А во-вторых, за те же 1 477 000 рублей, которые просят за него, можно попытаться найти «первый» Tiguan в остатках у дилеров.
Даже дешевле – в 1 459 000 рублей – обойдётся более вместительная, комфортная и не самая бедная версия Trend&Fun «немца» со 180-сильным 2-литровым турбомотором и 6-ступенчатым автоматом! Или за те же деньги – базовый новый ещё более просторный и современный Tiguan. Был бы у Yeti моноприводный вариант с таким же двигателем 1.8 TSI, как у нас, но подешевле, имело бы смысл обратить на него внимание. Из того же, что есть без полного привода, – не самый способный 110-сильный атмосферник 1.6 MPI с механикой или автоматом. А ещё 125-сильный 1.4 TSI c не самым лучшим из «роботов» DSG 7-ступенчатым вариантом с сухим сцеплением.
Вот и получается, что Skoda Yeti – добротный компактный кроссовер, но его выбор при всём многообразии версий не так уж велик. Если вы сторонник неспешной езды по магазинам или на дачу, то машина с проверенным временем атмосферником 1.6 и надёжным автоматом за 1 214 000 рублей в версии Ambition со складными столиками в спинках, карманами-сеточками, тонировкой и обогревом передних сидений – оптимальный вариант. В противном случае есть смысл изучить весь ассортимент конкурентов, коих не мало!