Психологические триллеры – страшные, пугающие, волнующие и захватывающие, они способны надолго приковать к экрану и заставляют искренне сопереживать героям, а в хитросплетении сюжетов картин этого увлекательного жанра не разберется и самый проницательный зритель.
Представляем вашему вниманию подборку лучших произведений этого жанра от самых именитых режиссеров.
1. Исчезнувшая
«Исчезнувшая» (2014) потрясающий фильм Дэвида Финчера главные роли в котором сыграли Розамунд Пайк и Бен Аффлек. Супружеская пара достигла порога пятилетней совместной жизни. Он приготовил подарок для жены и спешит домой. Но вместо супруги герой находит в доме разруху и следы крови. Она любила устраивать для мужа сюрпризы и подсказки в виде записок ежегодно в день торжества. В этот раз без этого тоже не обошлось. Только эти записки теперь другого характера, которые оказываются уликами, говорящими не в пользу мужчины. Девушка инсценирует своё убийство и пытается обвинить в этом мужа, чтобы тот угодил за решётку.
2. Охотники за разумом
"Охотники за разумом" - это драматический триллер-боевик режиссёра Ренни Харлина, который для большей правдоподобности картины обратился за помощью к Джеймсу Гринлифу, настоящему агенту ФБР.
Это стильная кинематографическая игра, выглядящая вольным ремейком классической истории про десять негритят, обставленная по современному вкусу. Инструктор ФБР Харрис, готовящий агентов к отлову серийных убийц, славится своими нетрадиционными методами работы. Может, например, инсценировать захват маньяка, угрожающего убить двух девочек, в загородном обветшалом особнячке только затем, чтобы приучить будущих агентов к неудачам. В качестве выпускного экзамена Харрис устраивает студентам игру на пустынном острове под названием «Пойми маньяка». Но всё идёт не так, как запланировано: вместо кукольных трупов, любовно заляпанных кровью, начинают появляться трупы настоящие.
«Mindhunters» - блестящий, ладно скроенный и фактурный фильм. Это настоящая головоломка для фанатов детективов и яркое визуальное пиршество для тех, кто не гундосит по каждому малейшему поводу, что всё неправда и не так показано. А самое интересное, что маньяк убивает своих жертв исходя из их слабостей или страхов, котрые есть у каждого из нас.
3. Остров проклятых
Чего-чего, а красочности и эмоциональности Мартину Скорсезе не занимать. Не зря ведь его называют одним из величайших и наиболее влиятельных кинорежиссеров современности. Именно эмоции, что предоставляются в готовом виде аудитории, оказываются тем самым крючком, что так легко цепляет и уводит за собой. Прекрасная работа оператора и композитора, тонкая мимическая игра актеров и взаимопроникновение сознательного и подсознательного на экране затягивает, не оставляет в покое. Скорсезе легко играет на чувствах, как было в «Цвете денег» или же в «Злых улицах», и эту игру легко подхватывает ДиКаприо. «Остров проклятых» – четвертая совместная работа уже слаженного тандема. Первой была роль Амстердама в «Бандах Нью-Йорка», затем образ американского миллионера Говарда Хьюза в «Авиаторе», а после полицейский под прикрытием Уильям Костиган в «Отступниках».
Забавно, что ДиКаприо играет, по сути своей, пацифиста в фильме режиссера, отличительной чертой которого всегда было сплетение жестокости и насилия. Его персонаж – навидавшийся достаточно смертей бывший военный, следующий заповеди «не убий». При этом, он не гнушается приемами морального и психологического давления, что как-то не вяжется с его гуманистическими принципами. Почему так? Актер и режиссер раз за разом оставляют подсказки для зрителя в каждой новой сцене, которые, однако, видны лишь при повторном просмотре, другим взглядом, со смещенной осью координат после неожиданного финала. Правило четырех, странности, которые на первый взгляд могут показаться ошибками и недочетами, искаженные реальные факты, случайные фразы или же легкий сюрреализм – это те ключики, что оставляет фильм до следующей встречи, и это именно то, что делает его тяжелым для восприятия.
4. Молчание ягнят
Психопат похищает и убивает молодых женщин по всему Среднему Западу Америки. ФБР, уверенное в том, что все преступления совершены одним и тем же человеком, поручает агенту Клариссе Старлинг встретиться с заключенным-маньяком, который мог бы объяснить следствию психологические мотивы серийного убийцы и тем самым вывести на его след. Заключенный, доктор психиатрии Ганнибал Лектер, отбывает наказание за убийства и каннибализм. Он согласен помочь Клариссе лишь в том случае, если она попотчует его больное воображение подробностями своей сложной личной жизни. Такие двусмысленные отношения не только порождают в душе Клариссы внутренний конфликт, но и сталкивают ее лицом к лицу с помешанным до гениальности убийцей...
Про этот шедевр говорилось и писалось уже немало. И еще больше будет сказано и написано в дальнейшем. Внесем и мы свою лепту.
"Молчание ягнят" вышло в мировой прокат в январе 1991 года и собрало там сумасшедшую кассу более чем в 270 миллионов долларов. Ставка на Демме как на "режиссера-психолога" (в противовес ныне модным "визионерам") оправдала себя даже не на сто - на все двести процентов. Помимо великолепных показателей в бокс-офисе, картина завоевала и массу престижнейших кинопремий на самых крупных кинофестивалях планеты.
"Молчание ягнят", как и многие шедевры мирового искусства, не удерживает себя в заштампованных рамках какого-то одного жанра, но органично сочетает в себе многое: реализм, психологизм, драму как личную так и социальную (роль женщины в мире мужчин), философскую - да все это еще и вкупе с действительно интересной сюжетной линией триллера о серийных убийцах и целым рядом сцен и образов, по праву вошедших в пантеон символов хоррор-культуры. Будучи снято без всякой надуманной экспериментальности и эпатажа, это практически идеальное кино.
5. Игра
Николас Ван Ортон в исполнении Майкла Дугласа — само воплощение успеха. Он преуспевает, он невозмутим и спокоен, привык держать любую ситуацию под контролем. На день рождения Николас получает необычный подарок — билет для участия в «Игре». Ему обещают, что игра вернет яркие чувства, позволит ощутить вкус и остроту жизни. Вступив в игру, Николас начинает осознавать, что это игра всерьез, игра не на жизнь, а на смерть.
Действительно, большинство фильмов Финчера гениальные и заслуживают места в списке самых лучших фильмов всех времен и народов. Фильм "Игра" исключением не признали, и не зря. Во время просмотра зрителя затягивает в пучину событий, он очень переживает за героя, словно бы находится в центре разворачиваемой истории... тяжелой драмы, где невыносимо смотреть на то, как главного героя предают некогда лучшие друзья, родственники, и случайные люди, которым он доверился... Как постепенно главный герой лишается всего... Доброго имени, семьи, дома, положения, денег... Всего. Его личную драму переживаешь вместе с ним, все это выглядит очень грустно и прискорбно...
6. Семь
Детектив Уильям Сомерсет - ветеран уголовного розыска, мечтающий уйти на пенсию и уехать подальше от города и грешных обитателей. За 7 дней до пенсии на Сомерсета сваливаются две неприятности: молодой напарник Миллс и особо изощренное убийство. Острый ум опытного сыщика сразу определяет, что за этим преступлением, скорее всего, последуют другие. Новости подтверждают его догадку. Поняв, что убийца наказывает свои жертвы за совершенные ими смертные грехи, детектив встает перед выбором: вернуться к работе либо уйти и передать дело своему менее опытному напарнику?
Дэвид Финчер, несомненно, является одним из самых ярких режиссеров современности и каждый его фильм становится настоящим событием в мире кино, недавняя "Исчезнувшая» сие как раз подтверждает, однако некоторые из его фильмов, на мой взгляд, несколько переоценены, возможно в силу уважения или любви к его более поздним работам.
Одной из таких картин является фильм "Семь», где актерский состав, конечно же, неимоверно крут (главные роли в фильме сыграли Брэд Питт и Морган Фримен), однако сюжетная линия весьма проста и далека до того сложного изящества, что мы увидим лет через десять. Не знаю, но лично, спустя 20 лет после премьеры фильма "Семь" посмотрел его ... ммм ... с сложной гаммой легкого отторжения, в полном смысле заставляя себя смотреть. Да и смотрел, собственно, лишь для того, чтобы наиболее полно ознакомиться с творчеством сего режиссера, чтобы закрыть собственный пробел в его режиссерской карьере.
7. Эффект бабочки
Мальчик Эван перенял от своего отца-психопата, ныне запертого в доме для умалишённых, странную болезнь — он не помнит некоторых эпизодов своей жизни, причем в эти моменты происходили довольно странные, а то и ужасные, события. Возмужав и поступив в колледж, Эван делает удивительное открытие. Читая дневники, которые он писал в детстве по совету врача, Эван может возвращаться в детство и своими действиями изменять будущее.
Кому из нас не хотелось изменить один-другой поворот в своем прошлом? У каждого есть скелет в шкафу, от которого он не прочь избавиться! Сюжет родился из “Теории Хаоса”, которую авторы фильма формулируют кратко: “Взмах крыла бабочки на одном конце света может привести к урагану на противоположном”. Дальше путем небольшого упрощения и замены терминов мы получаем, что не может, а должен, и именно к урагану, и именно на противоположном конце света. То есть полный детерминизм и в итоге — отрицание “Теории Хаоса”... В “Эффекте бабочки” эффектов (будем считать это каламбуром) и особой зрелищности нет, и актерам приходится играть, а не кривляться. Звезд с неба они не хватают, но и впечатление от фильма никто не портит. Как ни странно, фильм оставляет глубокое впечатление. Удачно передано психологическое состояние главного героя, давящая на него окружающая действительность, сознание собственной неполноценности, желание изменить свое прошлое. К моменту, когда Эдди решается на изменение времени, подобная мысль уже не кажется нам нелогичной. Сам процесс перемещений постепенно захватывает, и по завершению картины начинает казаться, что это возможно не только на киноэкране. Главное, как мы знаем — найти свои детские дневники.