Текст: Антон Ширяев; Фото: Jaguar Land Rover
F-Type – автомобиль для «кошачьего» бренда знаковый. Во всяком случае, так говорят сами британцы. Машина впервые с 1973 года вернула Jaguar в сегмент спорткаров, ведь и XJS, и XK даже в самых лютых версиях были чистыми Гран Туризмо. Прогулочными, по сути, машинами, даже если прогулки эти совершаются на очень высокой скорости. Но одно дело соперничать с Maserati и совсем другое –с Porsche. А ведь какой бы спорткар вы не выпустили, ему в любом случае придётся делить клиента с машинами из Цуффенхаузена. И неважно, будет ли это одна из многочисленных версий 911, или его младший брат Boxster.
В случае с F-Type в Ковентри попытались с одной «кошкой» взять под контроль все «джунгли»: версии R и SVR должны бросить вызов 911 Turbo, V6 S – 911 Carrera, а V6 – 718 Boxster S. И вот теперь гамму дополнила версия 2.0T, которой предстоит охотиться за последним неохваченным «кошачьим» вниманием спорткаром Porsche – базовым 718 Boxster. На бумаге обе машины практически равны по возможностям. У обеих под капотом наддувные«четвёрки»: британская выдаёт 300 л.с. и 400 Нм, а немецкая –300 л.с. и 380 Нм. Правда, Porsche заметно быстрее – 280 км/ч максимальной скорости и 4,9 с до 100 км/ч с коробкой DSG. У младшего F-Type лишь 250 км/ч и 5,7 с до сотни.
Хуже того, быстрее и куда менее авторитетные конкуренты! Mercedes-Benz SLC300, 2.0-литровая «четвёрка» которого выдаёт 245 л.с., медленнее лишь на 0,1 секунды при той же максималке, а 310-сильная полноприводная TTS Roadster разменивает вторую сотню за то же время, что и Porsche. Только вот стоят все эти машины заметно дешевле. Mercedes-Benz – от 3 450 000 руб., Audi –от 3 615 000 руб., а Porsche –от 4 057 929 руб. За «кошку» же просят, только не падайте, минимум 5 225 000 руб. Конечно, можно сэкономить и выбрать купе за 4 500 000 руб., но SLC умеет превращаться в купе одним нажатием кнопки, а у остальных закрытые версии ещё дешевле. Что должно заставить меня выбрать F-Type, а не «немцев»?
Харизма?
Трудно поверить, но с момента моего первого знакомства с F-Type прошло уже 4 года. Тогда родстер в версии 5.0 S/C с 495-сильным V8 просто шокировал своей дикостью. Машина ревела, как бомбардировщик «Ланкастер» Второй Мировой, танцевала в колеях ирландский танец джига, а в поворотах вставала боком в ответ на любое действие рулём. Спустя два года полноприводное купе F-Type R оставило несколько другое впечатление –бурный характер британского рокера никуда не делся, но, по крайней мере, пугать машина перестала. Это по-прежнему был Кит Ричардс, но уже не употребляющий наркотики.
Но, в любом случае, F-Type –это кристаллизованная в металле и пластике харизма. Самый громкий, яркий и задиристый спорткар на рынке. 911 на его фоне –просто скучный клерк из Сити (не важно, Лондонского или Московского). И британские инженеры постарались сделать всё, что от них зависит, чтобы эта харизма сохранилась и в F-Type 2.0T. Вы нажимаете на газ, и «котёнок» старается рычать, прямо как взрослый хищник!
Отпускаете газ, и младшенький отчаянно имитирует фирменный back-fire – грохот догорающего в глушителе топлива. У старших братьев этот звук сводит с ума настолько, что сосёт под ложечкой, а тут... увы, лишь имитация. На нашем пути по норвежским серпантинам было несколько тоннелей, но газовал я только в первом. Потому что нет звука, которым хотелось бы наслаждаться.
Конечно, 300 л.с. хватает, чтобы выставить машину боком и немного похулиганить, но только вот что немного, ведь дифференциал, вы не поверите, свободный! Нет ни самоблока, как в F-Type V6, ни электронно-управляемого диффа, как у версий с V8. Так что ни брутальностью, ни харизмой новая версия британского спорткара не поражает. Уже готовы расчехлить-таки шутки про пакет сока и котёнка? Подождите!
Управляемость?
Понятно, что динамикой F-Type тоже не поражает – 5,7 с до 100 км/ч в современном мире характерны скорее для седанов бизнес-класса и не очень крутых хот-хэтчей от массовых брендов. Но лёгкий мотор в теории обещает нам особое чувство руля и лучшую управляемость. Британские журналисты используют в таких случаях слово agile – «проворный», которое, пожалуй, лучше всего характеризует младшую версию F-Type.
Он с радостью реагирует на любое действие рулём – в движениях машины появилась особая лёгкость, которая присуща маленьким родстерам прошлого. Что вы хотели, если новый турбомотор на 52 кг легче, чем V6, и вся эта разница приходится на переднюю ось? Вести F-Type 2.0T по закрученной дороге интересно, а больше мощности на серпантине и не нужно, но... я всё равно скучал по V6. И дело не звуке или ускорении, а в турбине.
Подождём?
Компрессор может отбирать у двигателя до 5 л.с., он может поднимать расход топлива до таких высот, что каждый умерший эколог перевернётся в гробу, а живой –проснётся среди ночи в холодном поту. Но он даёт куда более линейное и скорое увеличение мощности. Сколько нажал - столько и получил, причём сразу же. Вся задержка связана исключительно с временем доставки сжатого воздуха от компрессора до цилиндра.
У турбомотора же двигателю сначала нужно произвести выхлопные газы, затем им нужно добраться до турбины, раскрутить её, и только затем начинается процесс сжатия воздуха... На деле всё это приводит к тому, что между нажатием на педаль газа и ускорением проходит пауза. Небольшая, но достаточно заметная для того, чтобы скорчить кислую мину. И всё же, может, есть что-то, что склонит чашу весов в пользу покупки F-Type 2.0T?
Смешать, но не взбалтывать
Помните любимый коктейль Джеймса Бонда? Водка и вермут. Смешать, но не взбалтывать. F-Type –не просто спорткар, он вобрал в себя лучшие качества Гран Туризмо «кошачьей» марки. На нём легко можно пересечь всю Европу, да и большую часть России. У него отличная шумоизоляция, а у родстера прекрасная аэродинамика. Даже холодным норвежским летом можно путешествовать без крыши. Конечно, открытый автомобиль не радует размерами багажника – 207 литров не являются лучшим результатом в классе, но вот купе с его 310 литрами – это уже серьезная заявка. Просто, чтобы вы понимали, у хэтчбека Ford Focus всего на... 6 литров больше!
Тут неплохо бы сказать о том, как F-Type справляется с плохими дорогами, но... в Норвегии таких просто нет. Но путешествовать по хорошим –одно удовольствие. Ведь выход четырёхцилиндрового «котёнка» совпал с рестайлингом, в ходе которого F-Type получил полностью светодиодные фары головного света, систему контроля за разметкой, автоматический парковщик и систему распознавания дорожных знаков. Так что жить с ним стало ещё легче. Так, стоп. Кого я обманываю? Покупка F-Type 2.0T в России –вещь абсолютно бессмысленная.
Это в Европе, где налогооблажение зависит от объёма или вредных выбросов машины, такой Jaguar привлекательнее своих родственников с V6. Я специально посмотрел несколько иностранных обзоров машины, и знаете что? Голландцы, норвежцы и прочие североевропейцы в восторге от машины! Он так экологичен! Он так экономичен! Да о чём вы, это же спорткар?! Но, к счастью, мы не в Голландии (пожалуй, это единственное, чем жизнь в России лучше жизни в Тюльпановом королевстве), а значит, можем не думать о выбросах или расходе толпива.
В Москве транспортный налог, включая налог на роскошь на двухлитровый спорткар, – 90 000 руб., а на версию V6 3.0 S/C мощностью 340 л.с. –102 000 руб. Разница неуловима. Да и цена не слишком различается, ведь базовый родстер с V6 стоит от 5 883 000 руб. Если всё же денег на «кошку» с мотором побольше не хватает, то лучше просто купить подержанную. В России никто не использует F-Type для каждодневных поездок, поэтому пробеги подержанных машин, продающихся по программе Selected, редко превышают даже 10 000 км.
Идеальное состояние, два года гарантии, сумасшедший звук компрессорного мотора и по-настоящему рокерский нрав, – таким должен быть более дешёвый спорткар Jaguar. Ну а если денег ещё меньше, то купите моего любимца – XKR. Да, он менее спортивный и острый, но зато подходит для дальних поездок и каждодневной езды даже лучше. Так что, прости двухлитровый F-Type, но давай, до свидания!