Найти в Дзене
Геннадий Климов

Как родоначальники России проиграли родину и жену в кости

Древнейшая история России чрезвычайно интересна и поучительна. Все события «начала» происходили в Восточной Европе. Причем центром политики древнего мира было поле Куру, где сегодня украинский Луганск и Донецк. Там, где сегодня война. Отчасти сегодня повторяются события, которые здесь уже проходили 5100 лет назад.

Книга «Махабхарата», как и все манускрипты, пришедшие к нам из глубины веков, содержит несколько смысловых уровней. Как оказалось, в одном и том же тексте люди из разных сословий видят совершенно разный смысл. Для одних – это описание бытовых сюжетов, а для других – это летописание первобытной истории индоевропейцев, для третьих – это учебник по совершенствованию сознания. «Махабхарата» учит находить выход из любой ситуации, но и предупреждает о нежелательных поступках. Алгоритм социального поведения, сформированный культурным кодом древней книги «Махабхарата», содержится в той или иной мере в подсознании всякого современного человека, погруженного в мировую культуру. Пытливый исследователь может найти в этой книге и описание нашей современности, и предсказание нашего будущего.

Игра в кости

В конце четвертого тысячелетия до н. э. пять лесных братьев Пандавов практически осуществили объединение многочисленных родов Северного Причерноморья и Кавказа в единое государство. Однако победы Пандавов только усиливали зависть еще одних претендентов на власть степняков Кауравов. Вызов на игру в кости у князей первобытного мира индоевропейцев считался чем-то вроде вызова на поединок. Вызов Пандавам был послан. В городе Хастинапуре было специально выстроено огромное здание с тысячью колоннами и сотней ворот. Игру пришли смотреть множество князей. Чем не нынешние олимпийские игры?

Вначале старший из пандавов Юдхиштхира проиграл Кауравам всё золото, тысячи рабынь и рабов, боевые колесницы – всю страну. Тогда Юдхиштхира поставил на кон всех своих братьев – и проиграл. Тогда Юдхиштхира стал играть на самого себя – и тоже проиграл. Наконец Юдхиштхира поставил последнее, что у него оставалось, – прекрасную супругу Драупади. Все присутствующие застыли от ужаса и стыда, только Кауравы смеялись. И снова Пандавов постигла неудача: Юдхиштхира проиграл.

Царь Кауравов Дурьйодхана приказал советнику Видуре привести царицу Драупади с женской половины дворца, чтобы объявить ей, что отныне она рабыня. Видура отказался, говоря, что Драупади не может считаться рабыней, так как Юдхиштхира проиграл её после того, как сам стал рабом и не имел уже права распоряжаться свободной женой. Однако один из братьев Кауравов, схватив за волосы полураздетую Драупади и, восклицая: «Рабыня!», – притащил её и бросил к ногам Дурьйодханы. Пандавы теперь стали рабами и ничем не могли помочь супруге. Наполню, что прекрасная Драупади была общей женой всех пяти лесных братьев.

Все, кроме Дурьйодханы, Духщасаны и Карны, были поражены горем и стыдом. Тщетно прекрасная Драупади взывала к их совести, говоря, что Юдхиштхира не мог её проиграть, так как сам уже был рабом, никто не поддержал её из боязни вызвать гнев Дурьйодханы.

Только Бхима встал и поклялся когда-нибудь в битве убить всех Кауравов. Все ужаснулись, услышав страшную клятву. Старый вождь Кауравов Дхритараштра, видя, как далеко зашло дело, решил вмешаться. Он освободил от рабства Драупади, обещая исполнить три ее желания. В качестве первого дара она попросила освободить Юдхиштхиру; вторым желанием было освобождение остальных Пандавов. От третьего дара она отказалась.

Этим, однако, дело не кончилось. Игра продолжилась. Кауравы предложили Пандавам сыграть ещё раз с условием, что проигравшие удалятся на двенадцать лет на жительство в лес. По истечении этого срока изгнанники должны прожить не узнанными в любом городе, по их усмотрению, один год. Если это соглашение будет нарушено, они снова уйдут в изгнание на такой же срок и на тех же условиях. Юдхиштхира согласился играть. Он опять проиграл.

Надев оленьи шкуры, закрыв свои лица от стыда, Пандавы вместе с принцессой Драупади удалились в лес в двенадцатилетнее изгнание, провожаемые насмешками Кауравов.

Лесная жизнь

Двенадцать лет провели Пандавы в лесу, посещая лесные обители, где проживали монахи-отшельники. Бхима много раз уговаривал Юдхиштхиру нарушить обет изгнания и отвоевать утраченное царство: убить вероломного путём вероломства. Но Юдхиштхира не соглашался нарушить слово чести.

Во время странствований по лесам Пандавам пришлось пережить различные злоключения. Однажды Пандавы, жившие тогда в лесу Камьяка, отправились на охоту, оставив дома жену Драупади с духовным наставником и сопровождавшими их отшельниками. Камья – по-русски «лодка». Лес Камьяка - лес лодочников.

В это время мимо проезжал с войском Джаядратха – царь страны Синдху. На пороге лесной хижины он увидел Драупади и был изумлён её красотой. Он стал уговаривать Драупади стать его женой и царицей. Когда Драупади отвергла его предложение, тот силой увлёк её на свою колесницу и увёз.

Когда Пандавы вернулись с охоты, они бросились в погоню за Джаядратхой и вскоре его настигли. Джаядратха, оставив Драупади, бежал с поля боя. Бхима с Арджуной бросились вслед за ним. Обрив ему стрелой голову, так что осталось только пять пучков волос, Бхима заставил поверженного врага повторять: «Я раб Пандавов…»

Прошли двенадцать лет. Тринадцатый год им полагалось прожить в каком-нибудь городе, оставаясь никем не узнанными. Братья решили провести тринадцатый год в городе Упаплавье – столице страны народа матсьев, где царём был добродетельный Вирата. Эти места сегодня заселяют, вероятно, марийцы и мордва.

Явившись ко двору Вираты, брат Юдхиштхира назвался монахом. Брат Бхима стал дворцовым поваром. Брат Арджуна – учителем музыки и танцев на женской половине царского дворца. Такую должность мог занимать только евнух, и Арджуна был взят на неё лишь потому, что над ним тяготело проклятие бездетности. Брат Накула стал конюхом, Брат Сахадева – пастухом. Их супруга Драупади была определена во дворе служанкой царицы.

Брат царицы, полководец Кичака, стал домогаться благосклонности Драупади. Она рассказала это мужьям и назначила ухажёру свидание вечером в помещении для танцев, где Кичаку ожидал муж Бхима. В кулачном бою Бхима убил Кичаку. Так Бхима защитил честь Драупади.

В древних эпосах всегда есть тайна. Они многослойны, за описанием бытовых историй всегда скрываются образы более значительных событий: войн, политических союзов, религиозных исканий.

Узнав о гибели могучего Кичаки, вождь кауравов Дурьйодхан вместе с союзниками тригартами предпринял набег на матсьев. Первыми вторглись в страну тригарты и захватили стада коров. Старый царь Вирата направился им навстречу со всем своим войском. К войску присоединились пандавы Юдхиштхира, Бхима, Накула и Сахадева. Тринадцатый год их изгнания истекал – они теперь не боялись быть узнанными. В битве царь Вирата был захвачен в плен, но освобождён могучим Бхимой. Благодаря доблести Пандавов тригарты бежали, а их царь был взят в плен.

Но в это время в северную часть страны матсьев вторглись войска Кауравов. Каурка – это у русских эпитет лошади в народной поэзии. Сивка бурка, вещая каурка. Степные кауравы двигались к столице, в которой оставался лишь сын царя Уттара. Жена пандавов Драупади сообщила царевичу, что возницей его может быть Арджуна. Царевич не очень-то полагался на воинское искусство учителя музыки и танцев, но другого выхода не было.

Когда принц Уттара оказался лицом к лицу с врагами, он струсил, спрыгнул с колесницы и хотел бежать с поля боя, но Арджуна догнал его и силой втащил на колесницу. В войске степных кауравов находились могущественные и прославленные воины – Дурьйодхана с братьями: Бхишма, Дрона и его сын Ащваттхаман, Крина, Карна и т. д. Тем не менее Арджуна один одержал над ними полную победу. Кауравы узнали, кто был их победитель, но тринадцатый год изгнания Пандавов истёк. Царь матсьев Вирата, благодарный Пандавам за помощь, обещал им всяческую поддержку в будущем.

Между тем Пандавы не верили, что Кауравы вернут им царство добровольно, поэтому начали собирать союзников и друзей. Они могли рассчитывать на помощь царя матсьев Вирату. Встал на их сторону их тесть – царь панчалов Друпада, отец Драупади. У каждого из этих царей были свои союзники и вассалы. К Пандавам примкнули царь Дхриштакету, царь Джаятсена, и много других воинов. И Кауравы, предвидя войну, тоже по всей Евразии собирали отряды воинов.

К лагерю кауравов, кроме Карны и Щакуни, присоединились царь Бхагадатта, царь мадров Щалья, царь синдхов Джаядратха, царь камбоджей Судакшина, цари из Аванти и многие другие.

Акшаухини, согласно Махабхарате, боевое формирование, состоящее из 21870 колесниц, 21870 боевых слонов, 65610 всадников и 109350 пеших воинов. Всего войско Пандавов насчитывало семь акшаухини, войско Кауравов – одиннадцать. Войско Пандавов, таким образом, должно было состоять более чем из полутора миллионов бойцов, войско Кауравов – более чем из двух миллионов четырёхсот тысяч бойцов, не считая возниц и погонщиков.

Противники были кровно заинтересованы в том, чтобы на их стороне выступили северные воины-боги Кришна с Западной Двины и его брат Баларама с Северной Двины. Кришна жил на берегу моря в городе Двараке в дельте реки Даугава на берегу Балтийского моря. На этом месте сегодня город Рига. Брат-близнец Баларама жил на берегу Белого моря в устье реки Северная Двина. Сегодня здесь город Архангельск.

На переговоры в Двараку, город Кришны, отправился сам хан кауравов Дурьйодхана, а от Пандавов – брат Арджуна. Они прибыли в Двараку одновременно. И Пандавы и Кауравы для Кришны были двоюродными братьями. Кришна предложил им выбор: либо взять на свою сторону его самого, к тому же обязующегося не принимать участия в битве с оружием в руках, либо его воинов. Первому он предоставил право выбора младшему Арджуне, который выбрал Кришну. Дурьйодхана же взял его воинов.

Через некоторое время хан степняков обратился за поддержкой к царю севера Балараме, одноутробному брату Кришны, но тот отказался примкнуть к какой-либо из враждующих сторон.

Мирные переговоры

Мудрецы древнего мира сделали несколько попыток уладить дело миром. Ко двору Дурьйодханы в качестве посла прибыл домашний жрец царя Друпады. С ним Пандавы передали, что готовы забыть все обиды, если только Кауравы вернут им западную половину царства Семиречья. У вождей степняков возникли разногласия. Примириться на этих условиях был согласен батыр Бхишма. Но против выступил Карна, высказавшийся за примирение только в случае полного подчинения Пандавов союзу Кауравов. Хан Дурьйодхана воздержался от решения, а слепой царь Кауравов, сын святого отшельника Вьясы и царицы Амбики, вдовы царя Лунной династии Вичитравирьи, обещал, что пошлёт ответное посольство.

Его посол, возница Санджая, прибыл в ставку лесных братьев. Он передал, что, если Пандавы начнут войну со своими родственниками, они примут на себя грех, - он утверждал, что Кауравы хотят мира, но от определения условий примирения уклонился. Переговоры оказались безрезультатными.

Старший из братьев Юдхиштхира решил сделать последнюю попытку к примирению, попросив Кришну принять на себя обязанности посла. Кришна отправился в степной Хастинапур. Сюда прибыли не только братья Кауравы, но и все союзные цари, а также многие жрецы. Кришна обратился к Дхритараштре с речью, в которой отмечал гибельность братоубийственной войны для обеих сторон, а также для всего народа; он восхвалял мир и выгоды прочного союза между степняками и их лесными братьями.

Батыр Дхритараштра признал доводы Кришны убедительными, но сослался на то, что принятие решения зависит не от него, а от Дурьйодханы. Тогда Кришна обратился к Дурьйодхане с призывом прекратить вражду и примириться с двоюродными братьями. С увещеваниями к Дурьйодхане обратились его отец, Бхишма, Дрона и Видура. Но всё было тщетно. Степной вождь Дурьйодхана не согласился с требованиями Пандавов. Последняя попытка примирения не состоялась. Кришна покинул собрание царей, а затем и город, пригласив к себе на колесницу Карну, величайшего воина в стане кауравов. В пути между ними произошёл разговор большой важности.

Кришна открыл Карне тайну его рождения: как на самом деле сын Сурье, бога Солнца, и Кунти, матери Кауравов, - имеет такое же право считать себя сыном Панду, как и прочие Пандавы.

В образе и судьбе Карны нашли отражение важные общеэпические сюжетные мотивы древнего мира. Карна имеет божественное происхождение, его родители — царевна Кунти и бог солнца Сурья: некогда отшельник наградил Кунти за благонравие мантрой, с помощью которой она могла вызвать любого бога для приобретения потомства. До рождения Карны его небесный отец изрекает пророчество о том, что Карне суждено стать величайшим воином. Западные кельты рассказывают о нем как о герое Кухулине. Он появился на свет в результате девственного рождения и как первенец по заведённой тогда традиции был посвящен Всевышнему, когда юная мать пустила младенца в корзине по реке. Такую же судьбу в разные эпохи имели Моисей, Саргон, Рем и Ромул, Персей. Все они первенцы, принесенные на алтарь.

Обычно первенцев пускали по реке Дон, Волга, Днепр - корзины доплывали до степей, где детей брали в семьи степняки. Или доплывали до морей, где попадали в шайки пиратов, отправляясь покорять дальние страны. Такую судьбу повторил еврейский пророк Моисей, шумерский царь Саргон, античный герой Персей, основатели Рима Рем и Ромул.

Воспитанный в приёмной семье возницы по неведению Карна становится врагом своих младших братьев Пандавов. Как старшему среди них, ему после поражения степняков суждено стать законным царём и владыкой мiра: Кришна, желая привлечь на сторону Пандавов самого могучего воина, не забыл упомянуть и о том, что Карна окажется и законным шестым супругом прекрасной Драупади.

Но все усилия Кришны оказались напрасными. Карна с большим достоинством отвечал, что, хотя по происхождению он принадлежит, как выясняется, к лесным Пандавам, он считал бы бесчестным перейти на сторону тех, от кого он не видел ничего, кроме презрения, и сражаться против тех, которые сделали для него так много добра. Карна просил Кришну не говорить Пандавам, кем он им приходится. После этих слов Карна сошёл с колесницы и направился обратно в степную столицу Хастинапур.

Мать, Кунти, также попыталась привлечь Карну на сторону Пандавов. Она разыскала его, поведала уже известную Карне тайну его рождения. От его решения, говорила она, зависит, быть или не быть братоубийственной войне. Кауравы не решатся выступить, если узнают, что Карна против них. К мольбам Кунти присоединился голос с неба, принадлежавший отцу Карны, богу Сурье, который призывал его исполнить желание матери. Но Карна заявил, что исполнение воли матери – долг сына, но она потеряла материнские права, когда в корзине пустила его по течению Дона. Единственное, что он обещал ей при расставании, – это щадить в битве всех её сыновей, кроме Арджуны.

В войсках началась деятельная подготовка к сражению.

Продолжение следует….

Геннадий Климов

Не теряетесь, подписываетесь, мы только начали рассказ о древней истории России, мы доедем до современности…