Найти в Дзене
Azzlack

Под знаменем Вечности

«Для славы мы хотим свидетелей!»

 

Историю не интересуют причины наших целей. Ее интересует исключительно путь и само действие. Она не вознаграждает человека за вред или пользу для цивилизации, вознаграждение производится только за само действие, иногда даже произвольно, несправедливо. Человечество пыталось с этим бороться. 

Например, был такой себе Герострат. Многие могли слышать словосочетание «лавры Герострата». Так вот, этот человек вошел в историю тем, что в 356 году до н.э. сжег храм Богини Артемиды. Нет, он не был оголтелым атеистом. Но сжег его преднамеренно, «дабы предки запомнили имя», а храм этот считался одним из Семи чудес света.

Эфесцы, естественно, казнили его и запретили хоть как-либо упоминать об этом человеке. Напротив, мы до сих пор знаем его скверную, но удачную попытку войти в историю. Подлым оказался этот человек, но реальным, живым. И вот я как-то подумал: «ужасно ли быть забытым?» Сегодняшняя «важность» этого вопроса, конечно, никак несравнима с вопросами «более практического типа».

Но что же история говорит о себе? Например, в Римской Империи был «Закон об осуждении памяти» - «damnatio memoriae». Этот закон (точно такой же был и в Египте) воспрещал любые упоминания о враге государства. Уничтожались все письменные и культурные упоминания об осужденном. То есть римляне дорожили понятием памяти. Память и слава – ключевые места вообще в античном героизме.

Обращаясь же к мифам Древней Греции, весьма примечателен миф о Прометее. Мы помним, что он был прикован к скале за похищение огня, который он отдал людям. Он мог испытывать самые ужасные пытки: каждое утро к нему прилетал орел, выедал его печень, которая вновь вырастала за ночь. Но Прометей был непоколебим, поэтому Зевс решил предать его еще более тяжким наказаниям (видимо, по мнению греков, самому ужасному наказанию) - земля провалилась под его ногами, и Прометей упал в самый Тартар - его наказали забвением.

Прометея должны были забыть навсегда, но, напротив, человечество, вопреки воле Верховного, вознаградило его памятью. В знак благодарности за подаренный огонь и те стенания, которые он претерпевал за свой альтруистический поступок, они запомнили и увековечили его имя. Его спас Геракл, которым двигало что? Совершенно верно! Слава и человеческая память. 

О чем это я? Древние понимали неизбежность смерти, но больше всего боялись оказаться просто забытыми, боялись, что все их поступки, а значит и жизнь вообще, остались бы бессмысленны.