Обёрнутый материей Рейхстаг, мост в Париже и целые острова — это лишь некоторые из списка сумасшедших проектов неугомонной пары художников.
Христо начинал с обёртываний консервных банок, печатных машинок, журналов, бочек для нефти, машин. Повторяющийся поп-артовский жест, указывающий на отсутствие иерархических границ между объектами закрепился за его именем.
Со временем проекты становились всё более грандиозными. В 60е годы Кристо и Жан-Клод создали три объекта под общим названием «упакованный воздух». Это была упаковка из 2000 м², перевязанная веревкой общей длиной 3,5 км. Описание подобных проектов всегда содержит немалую долю статистических данных т.к. статистика является одним из компонентов эстетики у Кристо и Жан-Клод.
В 1969 году они упаковали в пластик и перевязали веревкой музей современного искусства в Чикаго, в 1970-м — в Милане памятник королю Виктору Иммануилу II на площади Дуомо и памятник Леонардо да Винчи на площади Ла Скала.
Пожалуй, самой символической из всех их проектов стала упаковка Рейхстага в Берлине. Эта идея возникла в 1971 году и была реализована в 1995-м.
На реализацию некоторых проектов у художников уходило не одно десятилетие. Причин здесь несколько. Христо и Жан-Клод всегда берут деньги на инсталляции из собственного кармана, обходясь без спонсоров и государственных субсидий, рассчитывая исключительно на средства от продаж своих рисунков, эскизов, набросков и моделей, создаваемых ими в объемах промышленного производства.
Для реализации проекта «Ворота» в Нью-Йорке им было необходимо собрать не менее $21 миллиона. Для проекта «Зонтики» в Японии — $26 миллионов.
Большие финансовые затраты — не единственная причина долгого времени реализации проектов. Христо и Жан-Клод самостоятельно координируют все, что предполагают работы такого масштаба: разрешение властей, встречи и обсуждения с разными советами и жителями района, перед домами которых должна появиться стена из полотнищ или чья районная почта на время закроется, чтобы превратиться в почтовую посылку.
В Нью-Йорке проблема заключалась не столько в нарушении работы транспорта, сколько в сохранности зеленой зоны, которой вся эта оранжевая красота могла повредить.
Ранней осенью 1991 года армия из 1880 человек одновременно раскрыла в Японии и Калифорнии 3100 зонтиков, 1340 голубых и 1760 жёлтых.
Христо и Жан-Клод стали предвестниками направления, которое затем получило название «лэнд-арт». Для того, чтобы увидеть их произведения искусства не нужно идти в музей и покупать билет. Зрителем может стать любой человек, проезжающий по трассе.
Ещё одной важной отличительно особенностью художников является то, что их произведения существуют ограниченное время, оставляя после себя лишь воспоминания и свидетельства на фото и видео.
Автор: Владимир Вялов
Сесть в «Плацкарт» в tgm
Источники
1. Сайт Христо и Жан-Клод
2. Материалы лекций Елены Суховеевой
3. Книга Франческо Бонами «Я тоже так могу»