В 1820 году при раскопках на западном берегу Нила был обнаружен плохо сохранившийся папирус с надписями и рисунками. Находку отправили в археологический институт, находившийся в Турине.
Осмотр папируса производился основателем египтологии Шампольоном. Фривольные рисунки удивили ученого. Он вынес вердикт артефакту, объявив его не подлежащим изучению. Археологическую находку отправили в запасники Египетского музея в Турине. Исследование возобновили лишь в середине XX столетия.
Изображения на папирусе
По предположениям ученых, данный письменный исторический источник относится ко времени правления Рамзеса III. Свиток имеет высоту двадцать сантиметров, его длина более двух с половиной метров.
На нем изображены 27 сценок. Пятнадцать из них с рисунками животных, которые совершают действия, свойственные человеку.
Мыши берут приступом кошачью крепость, бегемот занят сбором плодов, осел заседает в суде. Изображения животных ученые относят к «смеховой культуре».
Другая часть рисунков — это сцены коитуса (полового акта) в различных позах. Под изображениями есть надписи.
Глядя на сцены, нетрудно догадаться, почему их просмотр шокировал Шампольона. Папирус кардинально отличается от других произведений древнеегипетского искусства, характеризующихся целомудрием.
Споры ученых не утихают
Изображения женщин не вызывают разногласий. Они молоды, красивы, соответствуют древнеегипетским канонам красоты. Это храмовые танцовщицы и певицы, что определяется по надписям под некоторыми рисунками, а также по музыкальным инструментам в руках у женщин.
Из одежды на них только узкая повязка на бедрах. Именно так одевались служительницы храмов для религиозных обрядов.
Трудно объяснить внешность мужчин, изображенных сатирически: выступающие животы, небритые старые лица. Исследователи сделали вывод, что на папирусе люди знатного происхождения, которым художник зачем-то придал карикатурные черты.
В египтологии существует точка зрения, согласно которой это жрецы, ведущие безнравственный образ жизни. По уставу они не должны были хранить целомудрие, но им строго воспрещалось вступать в интимные отношения с танцовщицами и певицами храма. Вероятнее всего, этот запрет многими нарушался.
Большая часть египтологов считает, что главная цель свитка — высмеять упадок нравственности в среде духовенства. Существует и менее распространенная точка зрения. Ее приверженцы полагают, что папирус — пособие по искусству любви, напоминающее «Камасутру».
- E-mail для связи с редакцией: kott.media@yandex.ru
- Литература: wikipedia.org Статья по теме: Лучшие друзья фараонов, или ювелирное искусство Древнего Египта