Текст: Сергей Удачин, Фото: Кирилл Калапов
Знакомьтесь, это Луиджи - FIAT 500 2017 модельного года, из последних завезённых в Россию. Настоящий итальянец. Уже не молодой, но всё ещё обаятельный и очаровательный. Этим летом нынешнему поколению исполнится 11 лет. Любой другой автомобиль на его месте уже давно бы отправили на пенсию. Ведь жизненный цикл одной генерации модели в среднем составляет около 8 лет. Но только не в случае с нашим FIAT 500. Этот римейк классического «пятисотого», пожалуй, уже стал культовой и не менее значимой для итальянского бренда машиной, чем его предок.
С момента дебюта в 2007-м этот «Фиатик» оброс рядом модификаций, включая открытую 500С, электрическую 500e и «заряженную» Abarth 500. А уж сколько разных спецверсий «пятисотого» вышло за эти годы! Все теперь и не припомнить. В 2015-м хэтч претерпел наиболее заметное обновление, которое, впрочем, не сильно отразилось на его внешности и интерьере. Да и на всём остальном. Тем не менее в машине изменено более 1800 деталей. В их числе: бамперы, светотехника, руль, мультимедиа, шумоизоляция колёсных арок и моторного щита. Плюс итальянцы слегка перенастроили «малышу» подвеску.
В Европе эти улучшения вновь вызвали у покупателей интерес к модели. Если 6 лет назад в Старом Свете FIAT за год реализовал без малого 146 тысяч «пятисотых», то в минувшем году – уже почти 190 тысяч машин. Почти как после выхода модели на мировой рынок в 2008-м! А что же у нас? Сердцам большинства россиян этот ретро-хэтч оказался чужд. Поэтому даже в лучшем для марки 2012 году своих хозяев нашли всего 215 машин. После появления FIAT 500 у нас в 2009-м дилеры продавали по 120-140 авто ежегодно. Когда в 2014-м грянул валютный кризис, продажи упали до 40 единиц в год. А в прошлом было реализовано всего 16 «пятисотых».
Но это всё цифры. А как же чувствует cебя Луиджи после визита к косметологу? Давайте на чистоту. Самое значительное обновление ровным счётом никак не сказалось на его внешности. Совсем. Маленький «итальянец», за исключением некоторых мелочей в оформлении светотехники и бамперов, выглядит в точности, как и раньше. И он шикарен в своём постоянстве! Этот красавчик даже спустя 10 с лишним лет вызывает улыбки у прохожих, у других водителей и, конечно же, у своих владельцев. На него до сих пор оборачиваются взрослые и тычут пальцами дети. Есть ли смысл критиковать такой гениальный нестареющий продукт?
Внутри из относительно нового разве что другой мультируль, более удобные и симпатичные кнопки электростеклоподъёмников на приливе центральной консоли рядом с рычагом КПП. Да неплохо звучащая аудиосистема с Bluetooth, USB-портом и цветным сенсорным экраном меж повёрнутых на 90° дефлекторов вентиляции. Она, как и вся машина, стилизована под ретро и в пику моде похожа на планшет, забытый после просмотра кино на консоли. В остальном всё то же самое. На прежнем месте глянцевая накладка в цвет кузова поперёк всей панели. На ней справа также красуется логотип «500».
Обилие дешёвого, жёсткого и звонкого пластика в отделке всё также скрывает проработанный до мелочей дизайн интерьера, хорошая подгонка деталей, хром, многослойность, многоцветность и разнофактурность вставок. Если бы не похрустывание и поскрипывание передней панели во время движения машины, то серьёзных претензий к оформлению салона, пожалуй, не было бы совсем. Даже к кремовой коже на руле и пластику в тон, окружающему блок управления климатом. Они выглядят так, словно и не пачкаются вовсе. По крайней мере загрязнение на них не бросается в глаза.
За 10 с лишним лет у FIAT 500 практически не поменялись по форме сиденья. У них тот же профиль, те же жёсткие «таблетки»-подголовники и такая же приятная на ощупь обивка. А ещё приличный комфорт, несмотря на отсутствие обогрева даже за доплату, а также регулировку угла наклона подушки кресла водителя вместо полноценного лифта. Сзади взрослым тесновато, но не столько по ширине, сколько по высоте. При росте 171 см я, сидя на галёрке, задеваю макушкой потолок. Из-за ниспадающей крыши, плавно переходящей в дверцу багажника, сзади вольготно будет разве что школьникам младших и средних классов.
Мои опасения о быстром выстуживании машины зимой и отсутствии «попогреек» оказались напрасны. Атмосферная «четвёрка» 1.4 под капотом нашего хэтча довольно быстро прогревается, и уже вскоре после её запуска тепло начинает заполнять салон. А ещё через какое-то время в машине и вовсе становится жарко. Кстати, для ускорения прогрева мотора после его старта климатическая установка сразу выключает подачу воздуха в салон. Так силовой агрегат гораздо быстрее выходит на рабочие температуры, а тепло раньше начинает поступать из дефлекторов вентиляции.
Другое опасение – по поводу маленького багажника – тоже не подтвердилось. Со стороны кажется, что у FIAT 500 его вовсе нет. Однако между третьей дверцей и спинками заднего диванчика есть грузовое отделение объёмом 185 л! Это не много, но всё равно больше багажника ситикара Ravon R2, куда у меня влезло несколько больших сумок из «Ашана», да и по ощущениям не намного меньше, чем в новой Picanto. Сложив спинки заднего диванчика «Фиата», в нём вместо пары пассажиров можно увезти до 550 л поклажи! А это на уровне багажников более крупных бюджетных седанов класса B+ вроде «Логана» и «Соляриса».
Оснащение «пятисотого», предлагаемого пока в России только в топовой версии Lounge от 990 000 рублей с 6-ступенчатой МКП или от 1 035 000 рублей с «роботом», достойное. В эту комплектацию включены: панорамная крыша с солнцезащитной шторкой, кондиционер, центральный замок с автоматическим запиранием дверей на 20 км/ч, фронтальные и боковые эйрбеги плюс коленная подушка безопасности для водителя. А ещё 15-дюймовые легкосплавные диски, кожаный мультируль, электрорегулировка и обогрев зеркал, электростеклоподъёмники, двухрежимный электроусилитель руля, диодные ходовые огни и магнитола Uconnect 5” c шестью динамиками, USB и Bluetooth.
Арсенал нашего хэтча также дополнен пакетом City за 45 000 рублей с климат-контролем вместо кондиционера, задним парктроником и салонным зеркалом с автозатемнением. А ещё 16-дюймовыми колёсами за 20 000 рублей и ксеноном с омывателем за 35 000 рублей. Плюс 7-дюймовый ЖК приборный щиток, окрашенные в чёрный цвет крыша и её спойлер. В сумме – на 1 172 000 рублей. При желании можно заказать машину ещё и с кожаным салоном в составе пакета Cute за 80 000 рублей. Но без этого вполне можно обойтись. Ведь Луиджи и с тканевым салоном хорош, а без обогрева сидений такая обивка зимой будет предпочтительнее.
Номинально «пятисотый» для нашего рынка может оснащаться на выбор одной из двух бензиновых атмосферных «четвёрок» - 1.2 (69 л.с.) и 1.4 (100 л.с.) в паре с 5- или 6-ступенчатой механикой либо с 5-ступенчатым «роботом». Но в настоящий момент у хэтча в России заявлен только самый мощный вариант мотора. Причём его тандем с роботизированной коробкой, как на нашей машине, на первый взгляд кажется ужасным. Ведь простенький «робот» Dualogic с одним сцеплением такой же дёрганый и не торопливый, как у прошлых поколений Smart Fortwo. Ну, может быть, чуточку получше.
В обычном режиме машина еле катится. Коробка не даёт 100-сильному мотору раскрыться. Она переходит на повышенную не дожидаясь пока коленвал раскрутится хотя бы до 2000 об/мин. И это при том, что пик крутящего момента в 131 Нм у оборотистой «четвёрки» доступен только после 4250 об/мин, а максимальная мощность – при 6000 об/мин! Создаётся впечатление, что под капотом стоит 69-сильный или ещё менее мощный агрегат, а никак не топовый. При этом подвеска кажется нарочито мягкой и расслабленной, а руль наилегчайшим и пустоватым. В такие моменты невольно думаешь, что пешком было бы быстрее.
И не выйти ли подтолкнуть машинку, напоминающую своим поведением итальянца во время пенникеллы, то бишь сиесты? Он развалился на кресле-качалке в тени подальше от лучей жаркого солнца и дремлет, иногда потягивая через соломинку свежевыжатый сок со льдом. Но размякшего Луиджи можно мгновенно привести в чувства нажатием кнопки Sport на передней панели слева от треугольника аварийки. Машина вмиг напрягает мускулы, руль слегка наливается приятной тяжестью, обретает чёткость и начинает давать водителю фидбек о состоянии дорожного полотна под передними колёсами.
Цифровой приборный щиток под рык мотора окрашивается красным цветом, а правая шкала вместо экономайзера демонстрирует, насколько активно вы продавливаете акселератор. И вот тогда машина начинает ехать резво и задорно. В «спорте» Луиджи бодр, игрив и азартен. Он почти не кренится в поворотах, но в то же время в нём и не жёстко. Энергоёмкость у подвески приличная. Ходовая неплохо сглаживает мелкие неровности дорожного полотна. Огорчить пробоями со встряской или дошедшим от колёс до кузова болезненным пинком могут разве что неровности с острыми краями или «лежачие полицейские».
Последних FIAT 500 переезжает довольно мягко, но иногда пугая водителя доносящимся из подвески позвякиванием. Она словно «играет» разжатыми пружинами. Слышать эти звуки снизу настолько непривычно, что тянет залезть под капот и проверить, накрепко ли прикручены к опорам стойки передней подвески. Да и под машину заглянуть на подъёмнике тоже хочется. Впрочем, если знать «игривую» особенность ходовой Луиджи, можно нивелировать её звучание, просто сбавляя скорость перед препятствиями, и проходя их аккуратнее. Благо эти тонкости общения с модным маленьким «итальянцем» открываются меньше чем за пару дней.
Когда сомнений и недосказанности больше нет, характер автомобиля начинает нравиться всё сильнее. Тогда уже можно постигать дзен во взаимоотношениях с «роботом», борясь с задержками включения и поклонами богу «Дуалоджика» за каждый совершённый им переход на следующую ступень. Во-первых, это можно делать, отпуская педаль акселератора при приближении к моменту переключения коробки. Или же, просто не давя бездумно на газ для ускорения автомобиля. Тогда он будет ехать ровно без рывков. Во-вторых, коробку можно переключить в ручной режим, качнув рычаг влево.
В нём FIAT 500 едет ещё интереснее, чем в «спорте». Качая рычаг секвентальной КПП на гоночный манер - вперёд для понижения ступеней или на себя для повышения, можно получить невероятное удовольствие от ускорений и замедлений. Ведь эта коробка ещё и неплохо осаживает машину, тормозя двигателем, если скинуть одну-другую ступень. Ну а просвещённый водитель может найти компромиссный вариант, корректируя работу автоматического режима «робота», когда тяга и ускорение или же замедление важнее экономичности. То есть, выбирая нужную передачу без перехода в ручной режим.
Наигравшись в «спорт» и подружившись с «роботом», можно внезапно открыть для себя прелести езды даже в обычном режиме. Он прекрасно подойдёт для неспешной дороги домой после работы. Или когда хочется просто катиться, любуясь окружающими красотами через огромные боковые окна или панорамную крышу, улыбаясь солнцу и незнакомым людям. Помимо комфорта, сопровождающего этот мод, можно обнаружить приличное сокращение аппетита хэтчбека. Вместо 11-12 л/100 км в «Спорте» он запросто может потреблять всего 7 л/100 км того же 95-го по городу.
Несмотря на возраст, FIAT 500 тот ещё сердцеед. Он до сих пор соблазняет, очаровывает и заставляет укрощать его строптивый характер. Да и своим ближайшим соперникам «пятисотый» даст фору. Впрочем, конкурентов в А-классе у него в России осталось мало. Откровенно бюджетному Ravon R2 не тягаться с Луиджи даже во сне, а яркая и разносторонняя Kia Picanto, несмотря на её новый дизайн и навороты, всё же не достаточно харизматична и премиальна. Остаются только Smart Fortwo и Forfour. Но при схожем с ними оснащении наш FIAT 1.4 мощнее и по этому параметру ближе к «Брабусам», которые стоят дороже «итальянца».
Можно сравнить с «немцами» младшую версию Pop c 69-сильным двигателем 1.2, которая, скорее всего, тоже появится у нас в обозримом будущем по цене от 880 000 рублей за машину с механикой и от 925 000 рублей с «роботом». Но даже при схожей стоимости и сопоставимом оснащении 71-сильного Smart с мотором 1.0 такой FIAT, пожалуй, превзойдёт и Fortwo, и Forfour по «вау-эффекту» и редкости на дорогах. Вспомнили о сотнях «Смартов», колесящих по двум столицам в раскраске служб каршеринга за 9 рублей в минуту? А ведь такие машины как правило покупаются, чтобы выделиться из толпы, а не слиться с ней!