В первые месяца войны питание наше было неплохим. Все выдавали по нормативам продовольственной программы для военнослужащих. Но уже осенью 1941 года все было по-другому. Не хватало хлеба. Вместо хлеба нам давали сухари. Зимой мы все уже голодали. Один раз в день нам выдавали сухарей 100 грамм на одного бойца. А из горячего давали кашу или похлебку-затируху. Если в каше или супе попадались небольшие кусочки мяса, то значит начпрод достал где-то мясные консервы.
Иногда во время бомбежки убивало лошадей. Вот тогда делили это между нашими ротами. Всем поровну. Такие дни были, как праздники в нашей гастрономической диете.
С куревом тоже было плохо. Поначалу выдавали сигареты. Потом их заменила махорка. А затем и её не стало. Не хочешь - не кури, хочешь - тоже не кури.
Спирта в начале тоже не было. Спирт наши "профессионалы" перегоняли из противоипритных пакетов. В пакетах внизу лежал порошок, который был сверху залитый спиртом. Прогоняли и очищали такой спирт через фильтры, которые шли к нашим противогазам. Поэтому лишний противогаз - это всегда дефицит. Днем с огнем не найдешь.
Иногда чувство голода преобладало над чувством самосохранения. Идем в атаку на немцев. Отбиваем окопы и блиндажи, фашисты отступают. Нам бы закрепиться на этих местах, а некоторые солдаты начинают искать еду. Хотят чем-нибудь поживиться. Такие ошибки даром не проходят. Немцы снова атакуют, а мы обратно отступаем на свои позиции.
Из одежды у солдат были шинели. Для командиров были предусмотрены полушубки. Хорошо хоть не из "белой овчины". Маскхалатов не хватало. Вот так и воевали.
Из воспоминаний бойца Красной Армии.