Найти тему
Без спойлеров

Как правильно критиковать, чтобы человек на тебя на обижался

И опять, нам на помощь приходит Д.Карнеги. Он выдвинул ряд принципов, которые помогут сделать критику позитивной и продуктивной. Научиться правильно критиковать поможет любому человеку. Это можно использовать как на работе, так и дома, только такая критика не причинит вред, а скорее направит человека на совершенствование. Вот ряд основных советов, которые даёт нам Д. Карнеги для критики:

1. Начинайте с похвалы человека. Хвалите его достоинства, так критика будет восприниматься не столь негативно, а будет служить дополнительной мотивацией к исправлению. Пример такой похвалы: «Мистер «А», вы замечательный работник, вы прекрасный специалист, разбираетесь в (навык). Вы служите нам уже долго, и мы вас ценим. Но ваша (негативная черта) мешает нам. Как мы с вами можем изменить это?»

2. Прежде чем критиковать других критикуйте себя. Пример: «Знаете, я помню, хотя я и был отличным учеником, у меня были и негативные качества, одно из них (качество). Оно мешало мне в работе, в один момент, я твёрдо решил всё изменить, а ещё больше я решил изменить себя, убрать то, что мешает мне и другим.

3. Обращайте внимание на ошибки в косвенной форме. Не указывайте прямо на ошибку, сделайте это в более легкой форме - косвенно.

4. Задавайте вопрос, а не командуйте. Дайте возможность человеку самому прийти к нужной точки решения проблемы. Направляйте человека вопросами так, чтобы он сам пришёл к нужному выводу, только там человек сам признает свои ошибки или недостатки, только такая форма принятия приведёт к корректному принятию сторонней критики.

5. Дайте возможность человеку спасти свой авторитет. Это необходимо для того, чтобы человек не потерял уверенность в себе, чтобы его репутация не была затронута. Это тоже важно для конструктивной критике. Например: «вы зарекомендовали себя как человека с сильными навыками, каждый человек устаёт, ошибается, я вас понимаю и не осуждаю. Я знаю, что вы профессионал в (талант, качество), поэтому вы быстро исправитесь.»

6. Создавай человеку хорошее имя, с которым он пойдет и дальше. Это говорит о подчеркивании его достоинств, особенно публично. Такая работа, будет мотивировать человека, задавать ему репутацию, которую он непременно будет стремиться сохранить.

7. Используйте поощрение. Критика не должна состоять только из негативных последствий, если человек добросовестно выполняет задачи, мотивируйте его, тогда у него, как и у других появится дополнительный стимул, как к исправлению, так и улучшению своих навыков и качеств.

8. Делайте так, чтобы человеку было приятно выполнить то, что необходимо вам. Это основной принцип мотивации и убеждения, направьте человека на нужный вам результат, создайте в нём искреннее положительное желание выполнить определённую задачу, будь то изменится, или исправить недочёты.

Ну а теперь какой же можно сделать пример со всеми правилами. «Мистер Н, я хотел бы с Вами поговорить. Знаете, ещё в самом начале работы в фирме я допускал некоторые ошибки (личный пример критики). Самую большую проблему для моей работы доставляло моё неумение работать в коллективе. Работая в фирме, приходится взаимодействовать с разными людьми, а я попросту не мог наладить рабочие взаимоотношения. Я не выполнял просьбы сотрудников, так как просто боялся всё испортить. В один прекрасный момент, мой босс поставил мне условие – либо я начинаю работать в команде, либо я покидаю фирму. У меня наступила паника, но в последствии, я думаю, что это была самая лучшая мотивация для исправления недостатка. Уже через неделю я начал не просто работать в команде, а возглавлять их. Чего только не сделаешь ради успеха. (начало с похвалы) Я знаю вас давно, вы отличный сотрудник, вы обладаете нужными нам качествами, но как дело доходит до команды, у вас начинается полоса неудач (косвенное указание на недостаток). Как вы думаете, что Вам нужно для того, чтобы начать работать в команде? Может, вы сами подберёте группу людей, с кем бы вам хотелось работать? (задавайте вопросы). Вы зарекомендовали себя как хорошего сотрудника, и к вам никогда не было нареканий, мне бы хотелось увидеть вас ещё в лучшей форме, во взаимодействии с командой. (создавай имя + спасти авторитет). Если у вас всё получится, и ваша команда займет лучшее место, я предоставлю вашей команде бонус, но только команде (меры поощрение). Я надеюсь вы сделаете выводы из беседы, и я могу на вас положится (8 –ое правило).

На самом деле, очень сложно придумать пример, используя все правила, но для начала, начните использовать несколько принципов.