Многие путешественники из Западной Европы, побывавшие в Московском государстве, вели дневники, куда заносили различные любопытные, с их точки зрения, сведения. В опубликованных позже дневниках мы находим описание городов и людей, праздников и обычаев, хозяйства и природных условий, а так же многое другое. Приводятся там некоторые сведения и о рыболовстве.
Чаще всего иностранцы восхищались нашими рыбными богатствами, приводили примеры изобилия водоемов, восторгались гигантскими уловами. Реже – можно было прочесть об используемых снастях и способах лова. Есть два достаточно интересных описания, которых можно назвать первыми детальными упоминаниями использования орудий индивидуального лова на территории России.
Одно из них нам оставил Адам Олеарий - секретарь голштинского посольства 1634-1635 гг. В своих дневниковых записях «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно» он описывает не что иное, как нашу широко распространенную «дорожку»!
«Русские, путешествующие ради дел своих по Волге от города к городу, обыкновенно тащат за собою на тонком канате удочку, к которой прикреплена железная, покрытая толстым слоем олова пластинка в форме рыбы, длиною с ладонь, а то и короче. Когда удочка эта тащится по воде, то, ввиду ширины своей, пластинка по временам поворачивается и бывает похожа на играющую рыбу; на такую удочку удается им за время поездки наловить больше, чем они могут съесть, так как Волга очень богата всякого рода рыбами».
Массивные блесны для рыбной ловли, которые использовались таким способом, археологи находят в культурных слоях ряда средневековых поселений. Это цельные металлические пластины, один конец которых переходит в крючок, в другом – пробито отверстие для крепления.
У Адама Олеария есть интересный нюанс – описанная им блесна дополнительно покрыта оловом. Видимо, такие приманки использовались для больших глубин, или же, на сильном течении. Надеюсь, ученые в процессе археологических раскопок рано или поздно найдут подобные.
Следующее любопытное описание мы находим у Николааса Витсена - участника голландского посольства 1664-1665 гг. В своих записках «Путешествие в Московию» он описывает ужение со льда:
«25 декабря. Ловят рыбу еще и другим способом: на озере сидит мужчина с удочкой в маленьком шалаше, составленном из его саней, шубы и соломы. Около него небольшой костер для обогрева, а так же для того, чтобы не замерзало отверстие на льду озера, через которое он опускает леску. Ее конец привязан к веревочке, которая шевелится от малейшего прикосновения».
Эта запись относится к его посещению озера Ильмень, близ Великого Новгорода. Зимнее ужение известно здесь, как минимум, с XII века. В культурном слое этого времени археологами найдены удочки для отвесного ужения и маленькие поплавки. Думаю, «веревочка», которая «шевелилась от прикосновений», являлась не кивком-сторожком, а просто ниже располагался поплавок, и при поклевке рыбы, он утягивал за собой конец свободной лесы. Николаас Витсен, скорее всего, наблюдал за рыболовами несколько со стороны, и не разглядел этого нюанса.
Всего две записи в несколько строк… А ведь они, тем не менее, сумели пополнить багаж наших знаний о некоторых особенностях русской рыбалки в старину. Надеюсь, нас ждет еще немало подобных открытий!