Найти тему

Аннигиляция

Вот прямо сейчас мне случилось посмотреть новое произведение А. Гарленда. Товарищ, однажды, подарил нам прекрасное кинематографическое "из машины", громко выбив пинком дверь в мир современной фантастики. Его новое творение, кажется, получилось ничуть не хуже. А нетфликс, после недавнего абсолютно помойного "частица кловерфилд", начинает потихонечку реабилитироваться. Приятно, когда авторские фильмы получают возможность быть профинансированными, и, что самое важное, увиденными. Краткий синопсис для решившихся прочесть нижеследующее: пять героинь идут в разрастающуюся зону падения метеорита - "отлива", претерпевая по пути множество физических и психологических изменений.

Аннигиляция - в физике реакция превращения частицы и античастицы при их столкновении в какие-либо иные частицы, отличные от исходных (с) Вики. Но это, понятное дело, физика. Начало фильма точно обозначает начальное состояние героини Портман - в ее жизни произошло что-то непоправимое. Сие происшествие есть там самая точка отсчета, которое принято считать определяющей. Что становится с людьми после прохождения этой точки? Остаются ли они теми же или возвращаются другими? И в какой момент это происходит, и как это заметить? Но это, понятное дело, уже психология.

Визуальный маркер физического - тьма. Все ужасные и натуралистичные сцены сняты именно в темноте или ночью, будь то рекурсивная запись с камеры внутри фильма, либо же происшествия в самом кине. Если бы это произошло с людьми, это бы называлось патологией, - не самая дословная цитата того, что делит фильм на две визуальные части. Потому, что все визуально прекрасное и растительно-спокойное происходит днем. И это маркер психологического. Сюда относятся и флешбэки счастливой семейной жизни Лены (героини Портман) - они все происходят днем при теплом приятном свете.

-2

В нашем мире, порядок вещей заведомо определен в согласии с этими нехитрыми правилами: тьма - плохо, день - хорошо. Но что, если непознанный вселенский разум сможет не просто соединить эти вещи, но и преломить их восприятие? Физическое столкнуть с психологическим, свет с тьмой, перемешать их, выдав серую краску перемен? Та самая зона экспериментов над незыблемым - "отлив", готовый с радостью принять любого путника, смирившегося со своей судьбой. Оттуда, говорят, не возвращаются.

Лейтмотив произведения А. Гарленда есть саморазрушение. Каждый из пяти героев отряда, путешествующего по зоне "отлива" подвержен деструктивному греху. Каждая из пяти героинь существует в заранее запрограммированом мире постепенного угасания. Следуя главным визуальным маркерам, обозначенным в начале статьи, Гарленд предлагает два ответа на вопрос того, отчего так происходит:

  • Наш организм на физическом уровне запрограммирован на саморазрушение. Обозначив эту метафору где-то во вступительных минутах фильма (в контексте - процесс старения), особливо ярко она раскрывается всеми своими метастазами раковых клеток в самом конце.
  • На психологическом уровне, люди не способны быть удовлетворены. Здесь, именно ночью, главная героиня изменяет мужу. Та самая точка отсчета, когда герой О. Айзека покидает Лену, узнав об измене. Кстати, именно на этом моменте мы начинаем видеть не только визуальные искажения "отлива" внутри фильма, но и следующую за ними композиционную часть. Флэшбек, доселе существовавший только днем, происходит ночью, а продвижение к цели, бывшее только днем, теперь ускоряется во тьме. Начинаются те самые метаморфозы и призмы искажения, происходит аннигиляция.

-3

Каждая из героинь по-разному воспринимает изменение физическое (метафоричное старение) и психологическое (боязнь перемен): кто-то не выдерживает, кто-то принимает, кто-то всю жизнь пытается узнать ответ на вечный вопрос - "для чего?" Лена предпочитает бороться. Третий акт целиком и полностью посвящен ответу на вопрос - "остаются ли они теми же или возвращаются другими?" Ответ, пожалуй, будет двояким: и да, и нет. Режиссер предлагает не искать глубинного ответа на вопрос о причинах, но визуализирует последствия нашего деструктивного начала, его влияния на других. И является ли оно вообще деструктивным, если уж на то пошло?

Каждый из главных героев нашел свой ответ в этом непростом путешествии по переменам. Как, наверное, поступит и каждый из нас, столкнувшись с мифической точкой отсчета. Кто знает, останемся ли мы теми же? А может, мы даже и не заметим, что стали другим человеком?

Советую к просмотру, хорошее кино.