Найти в Дзене
Новая Этика

Как появилась дружба и какие формы она приобретала с течением истории

Оглавление

И какие виды и формы приобретала с течением истории – от воинского братства до ностальгической дружбы

Иллюстрация Джона Флаксмана к «Иллиаде» Гомера. 1795. Antiquariat Dr. Haack Leipzig. Wikimedia Commons
Иллюстрация Джона Флаксмана к «Иллиаде» Гомера. 1795. Antiquariat Dr. Haack Leipzig. Wikimedia Commons

Нам сейчас кажется, что дружба существовала всегда и везде. И формы ее были всегда теми, к которым мы привыкли по личному опыту, книгам и сериалам. Однако это совсем не так. Люди не всегда дружили одинаково. Разные виды дружбы, привычные нам сейчас, возникали в разное время, в разных местах и в разных обстоятельствах. И практически всегда это было связано с развитием и усложнением социальных взаимоотношений. Например, в земледельческих сообществах тесные личные отношения между отдельными людьми, не связанными кровным родством, практически не возникали. Для земледелия было достаточно тесных родовых связей.

Впрочем, у развития идеи дружбы в истории есть одна немаловажная особенность. Если какой-то вид тесного личного взаимоотношения между людьми появлялся и оказывался как-то культурно закреплен, то он потом никуда не исчезал. То есть новые виды и типы дружбы появлялись, но не уничтожали старые.

Воинское братство. Появление дружбы.

Джон Флаксман. «Ахилл оплакивает Патрокла». 1793. Wikipedia Commons
Джон Флаксман. «Ахилл оплакивает Патрокла». 1793. Wikipedia Commons

Идея не выращивать тяжелым трудом пищу, а отнимать у тех, кто ее выращивает, появилась едва ли не раньше самого земледелия. Воинские сообщества — это очень древняя история. И тут как раз начинают работать не только родовые, но и личные связи между людьми. Впрочем, родовые связи оставались по-прежнему доминирующими, а потому новая форма отношений требовала специальных ритуалов, приравнивающих дружбу к кровному родству – чаще всего символический обмен кровью. Назовем это по кавказской традиции куначеством.

По мере того, как усложняются военные задачи, и увеличивается зона военных действий, возникает социальный феномен воинского братства — близких личных отношений людей, связанных не родством, а общим воинским делом. Людей, которые доверяют друг другу в бою свои жизни и делят после победы добычу. Чтобы эффективно воевать и долго удерживать боеспособность, такие связи должны быть очень крепкими. С четкими правилами, четкими обязательствами, нормами и четко соблюдаемыми ритуалами. Часто такие связи начинают восприниматься как более тесные и значимые, чем родственные. Впрочем, связи эти принципиально не личные, а коллективные.

У Гомера в «Илиаде» есть много примеров воинского товарищества, но главная история дружбы все-таки выходит за рамки как товарищества, так и куначества. Между Патроклом и Ахиллом нет никакого кровного родства. Они боевые товарищи, но это уже не коллективная, а личная близость, причем предельно высокого уровня. Сразу оговоримся: в этой дружбе можно, конечно увидеть и гомоэротический подтекст, однако Гомер как раз ничего не говорит об этом. О гневе Ахилла, у которого отобрали любовницу, говорит, а о каких-либо чувствах к Патроклу, кроме дружеских — нет. И характерно, что Ахилл выходит из войны («ахеянам тысячи бедствий соделал») из-за женщины, а возвращается и прекращает все эти бедствия из-за смерти друга. Дружба у Гомера — созидательная сила, в противовес матримониальным и сексуальным связям.

Триумф Рима и появление игровой дружбы

Римская мозаика с изображением сцены пира. V в. Le Château de Boudry
Римская мозаика с изображением сцены пира. V в. Le Château de Boudry

К середине I века до н.э. Рим уже сто лет как стал великой державой, хозяином всего Средиземноморья. В Рим текли богатства всего этого мира. И если у римлян прошлых эпох все время было занято либо войной, либо возделыванием полей, либо управлением делами общины, то теперь войну вели профессиональные солдаты, поля обрабатывали пленные рабы, да и политика стала занятием слишком специальным. У значимого количества римлян, особенно молодых, появился досуг (otium), который, естественно, активно заполнялся вином, женщинами и прочими развлечениями схожего рода.

Новая реальность праздности породила новый тип дружбы, принципиально не похожий на воинское товарищество. Друзья — это те, кто вместе пьют и гуляют, те, кто обсуждают друг друга, рассказывают друг другу о своих похождениях. А главная задача друзей — быть интересными, развлекать и увлекать друг друга. Отсюда и принципиально игровая природа нового типа дружбы. Друзья — это те, кто подкалывают и даже высмеивают друг друга, что в логике воинского братства было недопустимо. Друзья — это те, кто придумывают приключения и шалости, плетут интриги и устраивают шуточные склоки, что тоже невозможная вещь для воинской дружбы.

Игровая дружба по определению была не настолько тесной и неразрывной, но оказалась куда более живой и плодотворной. В том числе и как среда для творчества. Одним из таких кругов друзей-гуляк был, например, круг поэтов «неотериков» (Кальв, Катулл, Цинна). Более того, именно в этом дружеском разгуле вырабатываются новые культурные ценности — неформальные, не деловые и не обрядовые связи между людьми. Это новое явление назвали humanitas — «человечность».

Интеллектуальное братство

Луиджи Муссини. «Празднование рождения Платона на вилле Кареджи». 1862–1867. Lincoln College, University of Oxford
Луиджи Муссини. «Празднование рождения Платона на вилле Кареджи». 1862–1867. Lincoln College, University of Oxford

Еще один тип дружбы породила эпоха Ренессанса. Интеллектуальное братство — очень тесная связь людей, которая основана не на общем занятии, не на общем досуге, а на общности интересов, увлечений и представлений о мире.

Увлечение античностью, латинским и греческим языками, античным и вообще искусством, и, шире, страсть к саморазвитию через любые интеллектуальные занятия («познание тех вещей, которые относятся к жизни и нравам, и которые совершенствуют и украшают человека») — это стало для многих людей базовой ценностью, более значимой, чем цеховая, сословная или государственная принадлежность. А потому любые другие люди, охваченные той же страстью, становились для них предельно близкими, а время, проведенное в беседе или переписке с ними — самым значимым и важным.

Когда Лоренцо Вала (один из главных идеологов итальянского гуманизма) перечисляет пять важнейших условий, необходимых для ученых занятий, первым и важнейшим он называет не чтение книг и не душевный покой, а «общение с образованными людьми». Чтобы развиваться, постигать радость интеллектуального совершенства, необходимы были другие, такие же как ты, увлеченные тем же и так же жаждущие общения.

Именно в это время дружба впервые переходит сословные и социальные границы. Гуманистами становились люди самых разных слоев, состояний и профессий. Тот же Козимо Медичи, по сути дела единоличный правитель Флоренции, гордый и высокомерный, свое общение с кругом интеллектуалов гуманистов (в первую очередь Пико де ля Мирандола и Марсилио Фичино) выстраивал на основаниях личной связи, как с равными, как с друзьями.

Любовь выше пояса

Илья Репин. «Дуэль Онегина с Ленским». 1899. ГМИИ им. А. С. Пушкина
Илья Репин. «Дуэль Онегина с Ленским». 1899. ГМИИ им. А. С. Пушкина

Чувственность всегда была прерогативой любви. Дружеские отношения ничего такого не подразумевали и максимально дистанцировались от чувствительности. Во всяком случае до того, как романтизм (в конце XVIII — начале ХIХ вв.) создал культ чувствительности. И едва ли не в первую очередь этот культ породил новый тип дружбы: предельно чувствительные отношения между двумя людьми, лишенные эротической коннотации (романтическую дружбу позже стали называть l'amitié amoureuse — «любовью выше пояса»). Основа этой чувствительности — родство сердец и душ.

Такая дружба всегда только личная и подразумевает предельную близость и отсутствие границ между людьми. Друг — это тот, с кем хочется плакать, кому можно доверить все самое сокровенное. Даже не просто можно, а обязательно нужно.

Любой «обман души» в таком отношении к дружбе — тягчайшее преступление. Отсюда и множество трагических историй про «дружбу сердец», заканчивающуюся смертельной дуэлью. Одна из таких историй рассказана Пушкиным в «Евгении Онегине». Ленский — как раз носитель идеала романтической дружбы: «Он верил, что друзья готовы За честь его принять оковы». Онегин же находится в пространстве игровой дружбы. Конфликт двух разных отношений к дружбе заканчивается трагедией — гибелью Ленского на дуэли.

Как появляются друзья детства

Валериан Лангер. «Беседка “Грибок” в саду Царскосельского лицея». 1820-е. Энциклопедия Царского Села
Валериан Лангер. «Беседка “Грибок” в саду Царскосельского лицея». 1820-е. Энциклопедия Царского Села

Эпоха Романтизма породила еще один очень значимый тип дружбы. Ностальгическую дружбу, которая держится на старой связи, на памяти о старых временах и прошлых делах. В первую очередь детства и ранней юности.

Идея ностальгии, памяти о прошлом как актуальной ценности, а также культ детства (чистоты, незамутненности, естественности) — все это создает условия для тесной связи людей, взаимодействие которых здесь и сейчас (во взрослой жизни) может быть минимальным.

Эта дружба тем сильнее и значимее, чем значимее память о времени, с которым она связана. И даже если непосредственно личный контакт в прошлом был не столь тесным, память о «прекрасных временах» может усилить его и актуализировать как тесный и предельно значимый.

Разумеется, кроме романтических идей, на формирование этого типа дружбы огромное влияние оказало создание и распространение учебных заведений закрытого типа. Формирование школьных товариществ, связанных общей памятью о тяготах и шалостях детства, как оказалось, создает очень прочные, «неразрывные» связи между людьми.

Пожалуй, у всех на слуху идеальная формула для этой новой дружбы:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен...

Это опять Пушкин, одно из стихотворений на лицейскую годовщину, которые он писал на протяжении всей жизни. Для взрослого Пушкина Лицей — это родной дом, а лицейские товарищи — семья. И чем сложнее и драматичнее складывались обстоятельства его реальной жизни, тем значимее был этот идиллический образ, и крепче узы старой дружбы. При этом непосредственно в лицейской лирике ничего идиллического нет. Лицейская жизнь в поэзии Пушкина тех лет — это монастырское заточение, а главное устремление — вырваться из этого заточения на волю, а потому главным настроением Пушкина времен лицея было жадное ожидание его окончания.

Но реальная взрослая жизнь создает такой контекст детству и вообще прошлому, что восприятие его кардинально меняется. То, что казалось заточением, теперь воспринимается как свобода, а то, что казалось ограничениями — уютом. Случайные знакомые из детства оказываются теми немногими, кого можно просто (беспечно) ценить и любить безо всякой связи с проблемами, заботами и целями взрослой жизни.

Текст: Андрей Громов

Оригинал статьи