Энди Серкиса принято считать главным performance capture-актером современности. За долгую карьеру из «чего-то нелепого» perfcap стал для него уникальным способом самовыражения, который принес ему славу и в определенной мере ознаменовал новую веху в истории искусства. Серкис прошел с этой технологией через огонь, воду и медные трубы, сыграв множество разнообразных ролей и даже успев посидеть в режиссерском кресле (мало кто знает, но он выступил вторым линейным режиссером на съемках «Хоббита»). А со временем актер и вовсе основал собственную студию The Imaginarium, которая специализируется исключительно на анимации.
Но начинал свою бурную творческую деятельность Энди вовсе не как актер или режиссер, а как художник. Родившись в 1964 году в Лондоне, в семье гинеколога армянского происхождения и англичанки-воспитателя, юный Серкис с самых ранних лет страстно увлекался живописью. Видимо, именно поэтому со временем он поступил в Ланкастерский университет, где продолжил активно ее изучать.
Однако там же его все больше и больше начала привлекать театральная деятельность. Настолько, что со временем Серкис успел побывать на сценах чуть ли не всех крупных английских театров, исполнив роли в таких спектаклях, как «Король Лир», «Макбет», «Сон в летнюю ночь» и многих других. В конце 1980-х Энди начал осваивать телевидение, появился в нескольких сериалах, а спустя какое-то время начал сниматься в кино.
Однако истинная популярность к нему пришла только в начале двухтысячных, когда все увидели его Голлума в трилогии «Властелин Колец», — за эту роль он получил не только признание критиков по всему миру, но также премию «Сатурн». Дальше последовала не менее знаковая роль Кинг-Конга в одноименном фильме, а затем целая череда самых разнообразных проектов, от ярких второстепенных ролей («Престиж» Кристофера Нолана) до участия в видеоиграх.
Первое время на съемочной площадке даже самому Серкису казалось, что он занимается чем-то нелепым. Однако именно благодаря богатству его пластики, голосу, а также невероятной работе художников и аниматоров даже сейчас, спустя десяток с лишним лет, Голлум производит сильное впечатление. По словам Питера Джексона, он был настолько поражен талантом Энди, что дал команде аниматоров установку: сделать мимику и внешность персонажа как можно более похожей на актера.
Как мы сегодня знаем, решение было правильным, но впечатляющий результат давался нелегко: все сцены снимались по несколько раз: с Серкисом в белом костюме и остальными актерами, без Серкиса. но с остальными, и, наконец, с одним лишь Энди в студии, увешанным кучей светоотражающих шариков. Что забавно, по признанию самого актера, съемки велись на каком-то заброшенном складе, камер было мало, а компьютеры висли чуть ли не каждые полчаса.
Уже в следующем фильме Джексона «Кинг-Конге» (2005), где роль огромной гориллы также досталась Энди, в специальном павильоне было уже 52 камеры, считывающих движения актера, и еще 20 отвечали за лицо. Но сам процесс мало изменился: часть времени Серкис работал вместе с коллегами по фильму в специальном «мускульном» костюме гориллы, а часть — в одиночестве, обвешанныи различными маркерами.
Отдельного упоминания заслуживает и стадия подготовки к съемкам. Дав согласие на роль. Энди прочитал кучу книг и пересмотрел множество документальных фильмов о приматах, но самое главное — два месяца провел в лондонском зоопарке в компании нескольких горилл, дабы изучить их поведение и понять, как исполнить столь не обычную для него роль.
А уж как странно выглядел сам процесс съемок! Серкис, опираясь руками на специальные полозья или перемещаясь с помощью протезов, удлиняющих руки, имитировал движения гориллы, взаимодействовал с различными конструкциями, изображавшими деревья и дома, и даже подарил Кинг-Конгу свою мимику (для этого была написана специальная программа, которая переводила изменения человеческого лица в гримасы на морде Кинг-Конга)!
Сейчас Энди Серкису пятьдесят три года, но его карьера на самом пике: впереди еще множество продюсерских проектов собственной студии (таких как экранизация «Скотного двора» Оруэлла), а также самых разнообразных ролей. Последняя его работы была в картине «Планета обезьян: Война», где он сыграл главу обезьян шимпанзе Цезаря.
Если вы не видели статью про захват движения, то обязательно посмотрите, там много всего интересного! ( https://zen.yandex.ru/media/id/5ac2f7d32394df3eb1bab2ef/jivaia-animaciia-zahvat-dvijenii-v-kino-5ac2fc61fd96b19621fe7cac )