Мы отлично знаем, что первыми автомобилями Горьковского автогиганта были точные копии американских машин: легковой Ford A и грузовой 1,5-тонный Ford AA. Но мало кто знает, что именно это обстоятельство позволило сохранить до наших дней так много экземпляров «полуторок» в состоянии, очень близком к заводскому.
Ford AA и ГАЗ-АА
У себя на родине, в США машины семейства Ford A прожили совсем недолго: их выпускали с 1928 по 1931 годы. Причём, в конце 1929 года модель подверглась глубокой модернизации. Машины, выпущенные «до» и «после» в значительной степени утратили взаимозаменяемость запчастей. Изменились даже основные панели кузова! Советскому автопрому достался «новый», модернизированный вариант.
В Советском Союзе такие машины ждала долгая счастливая жизнь. Легковой ГАЗ-А ушел с горьковского конвейера ещё в 1936-м, уступив место более современному ГАЗ-М1. А грузовой ГАЗ-АА проехал через все 1930-е и через все 1940-е годы, послужил боевым орудием Великой Отечественной, потом шесть послевоенных лет сходил с конвейеров двух заводов, Горьковского и Ульяновского, окончательно уйдя в отставку только в 1951-м. Двигатель и электрооборудование ГАЗ-АА достались ещё одному семейству советских машин – полноприводным ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.
Автомобили в СССР жили долго не только на конвейерах заводов, но и в эксплуатации. Даже в 1970-1980-е в автохозяйствах ещё трудились сохранившиеся ГАЗ-АА и ГАЗ-67Б. Тогда как раз многие автомобилисты задумались, что те машины не «старый хлам», а живая память о великой Победе и трудовых победах советского народа, в крайнем случае – реквизит для киносъёмок.
Старые «газики» начали беречь и сохранять. Но все советские реставраторы столкнулись с одной проблемой. Машины-то есть, а оригинальных запчастей не найти. У уцелевших экземпляров всё, что можно и что нельзя, заменено деталями от более поздних автомобилей. Вместо огромных довоенных фар – маленькие послевоенные. Вместо настоящих «фордовских» контрольных приборов – современные со склада. Нет «родных» облицовок, молдингов, задних огоньков, распределителей и катушек зажигания, нет даже двигателей и коробок передач. Про такую мелочь как ручки или замки дверей уже не говорим.